Участие в работе с социумом. Аналитический отчет о работе воспитателя Отчет по работе с социумом


Система работы с социумом

Дошкольное образовательное учреждение – это открытая система, внешние связи достаточно широки, разнообразны, мы продолжаем сотрудничать с культурными и научными учреждениями города: ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», Петрозаводский педагогический колледж, ГБОУ РК «Специализированная школа искусств», ДТД и Ю, СДЮСШОР № 1, Музей искусств РК Изобразительных, Музей Кижи, Национальный музей РК, Детская библиотека им. Гусарова, Карельская государственная филармония, Театральные коллективы, Детский центр «Надежда», Карельское радио, телевидение, газета, Отдел экологии управления городского хозяйства и транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации.

В этом году педагоги стали использовать целевые прогулки, старшие дошкольники продолжили пополнять опыт выхода в библиотеку, в ДК ПЗ, к проезжей части. Следует продолжать работу в данном направлении, активно использовать возможности микрорайона в летний период. В целом педагогам необходимо на следующий год руководствоваться планом экскурсий и целевых прогулок группы, так как данная работа является важной частью реализации ООП по социальному развитию детей.

В течение года дети всех возрастных групп принимали участие в семейных творческих выставках. По итогам участия в выставках воспитанники отмечены дипломами детского сада.

Результаты участия наших детей в мероприятиях городского уровня сводятся в единый мониторинг по учреждению. Обращаем внимание педагогов на важность ведения учета достижений воспитанников при участии в конкурсах, что является показателем успешности труда педагогов при прохождении аттестации.


    1. Взаимодействие с родителями в реализации ООП ДОУ
Одним из важных условий реализации образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьёй: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Сотрудники ДОУ признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Задача коллектива – установить партнёрские отношения, объединить усилия для развития детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

В течение всего учебного года в целях широкой просветительской деятельности вся информация для родителей подавалась своевременно и периодично на стендах учреждения (размещались сведения о нормативных документах детского сада, сфере образовательных услуг, актуальная информация), в групповых раздевалках, на сайте детского сада. На стендах размещался материал о системе оздоровительно-профилактических мероприятий, питании детей, формировании у них привычки к здоровому образу жизни. В ДОУ использовались активные формы работы взаимодействия педагогов и родителей:

Анкетирование;

Памятки, буклеты, информационные листы;

Фотовернисажи

Выставки рисунков, поделок из природного материала

Консультации, и пр.;

Педагогами групп регулярно в течение учебного года проводились родительские собрания. Слабым местом в данной работе считаем участие специалистов детского сада с консультативной информацией.

Привлеченные специалисты ПМСС, ГИБДД оказывали консультативную помощь родителям по злободневным вопросам во всех группах.

Педагоги активно использовали в своей работе проведение совместных с родителями мероприятий, в которых родители становились участниками спортивных конкурсов, соревнований, актёрами в досуговых представлениях, помощниками в благоустройстве групповых комнат и территории детского сада.

Наряду с этим недостаточно внимания уделяется нетрадиционным формам общения педагогов и родителей: семинаров – практикумов, устных педагогических журналов, собраний в нетрадиционной форме, организации мини – библиотек, выездных мероприятий. Редко проводятся игры с педагогическим содержанием, «педагогическое поле чудес», КВН, «ток – шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему социально-нравственного воспитания детей.

Педагогиосуществляют планирование взаимодействия с семьями воспитанников, где прописывают различные формы работы с семьей, родительские собрания проводят регулярно. Так же отмечено, что во всех группах присутствуют: тетрадь обратной связи с родителями, социальный паспорт семей, но мало где имеется тетрадь наблюдений, где планируется работа, ставятся заметки, составляются отчеты по работе с неблагополучными семьями, семьями опекунов.

Анализ оценки условий для организации работы с семьей, выявил, что большое количество наглядного материала, методических разработок по взаимодействию с семьей представлено на группах №2, №4, 5, 6.. Информационные стенды по взаимодействию с семьей имеются на каждой группе, где размещается различная информация: о работающих на группе педагогах, режим дня, план реализации образовательных областей, рекомендации для родителей. анализ, методов, приемов и форм работы взаимодействия с семьей показал, что на группах, где работают начинающие воспитатели имеются трудности в установлении эффективных контактов.

Все педагоги ДОУ отмечают, что в системе проводят работу индивидуально, дают консультации по запросу или по рабочему плану для родителей.

Но в следующем году по взаимодействию с семьей необходимо:


  • Систематизировать материалы для родительских собраний, наглядность по взаимодействию с семьей воспитанников;

  • Продумывать план работы с неблагополучными семьями, завести тетрадь наблюдений;

  • Использовать различные формы работы с семьей на сплочение коллектива;

  • В наглядных материалах для работы с родителями в обязательном порядке использовать информационные листы в раздевальных комнатах, где отражается реализация программы по всем разделам;

  • При планировании работы с семьями, учитывать взаимодействие специалистов, использовать их опыт.
Актуальной в современной ситуации является форма организации родителей через метод проектов. Такая работа обеспечивает направленность на развитие отношений с семьями в свете новых ФГОС. Родители должны стать активными субъектами образовательного процесса.

Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:


  • активное участие родителей в жизни детского сада: выставки совместного творчества, выставки рисунков, участие в утренниках, спортивные соревнования, благоустройство участков и оформление групп, спонсорская помощь;

  • участие родителей в экологическом совете МДОУ
За год проведено 2 плановых общих родительских собрания, заседания общего родительского совета в основном своей целью имели планирование хозяйственных вопросов, информирование родительских коллективов об организации финансового положения и реализации образовательного процесса в ДОУ.

В построении работы ДОУ мы учитываем не только современные требования, но и запросы родителей. Только объединив усилия с родителями своих воспитанников, мы сможем обеспечить эмоциональную защиту и психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь ребенка в детском саду и дома.

Подводя итоги учебного года, хочется заострить внимание на позициях, где существует наибольший разрыв требований со стороны родителей к осуществлению образовательного процесса и фактической ситуацией в ДОУ. Это чаще всего организационные моменты, которые случаются на группах в связи с большой наполняемостью контингента, малым организационным опытом педагогов: обеспечение ухода, присмотра за каждым ребенком, своевременное доведение до родителей необходимой информации о здоровье, поведении ребенка, индивидуальная работа с детьми по привитию культурно-гигиенических навыков, норм этикета. Родителями все более востребованы подбор эффективных индивидуальных форм развития детей, их умений, демонстрация достижений каждого ребенка. Бесспорно, результаты работы ДОУ складываются из взаимодополняющей совместной деятельности педагогов, специалистов, обслуживающего персонала. Здесь наиболее важны преемственность, своевременное информирование, помощь и согласованность действий всех служб. Каждый член коллектива должен осознавать, что для достижения какой общей цели он работает – обеспечение удовлетворенности качеством работы ДОУ заказчиками образовательных услуг.


  1. Укрепление здоровья воспитанников.
Одна из основных целей программы «Детство» - сохранение здоровья детей и формирование привычки к ЗОЖ. В дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития: гибкий режим дня, разнообразные виды и формы режима двигательной активности в регламентированной деятельности; варьирование физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Формы организации физического воспитания в группах разнообразны: утренняя гимнастика, программные физкультурные занятия, гимнастика после сна, разнообразные подвижные игры в течение дня, спортивные праздники и развлечения, физкультминутки на занятиях, закаливающие процедуры, Дни здоровья, прогулки, индивидуальная работа по физическому воспитанию. В течение учебного года воспитатели организовывали и проводили спортивные праздники и развлечения с участием родителей.

В группах в системе осуществляется комплекс закаливающих и профилактических мероприятий:


  • Ежедневная личная гигиена детей

  • Утренняя гимнастика, бег на улице

  • Облегченная одежда в группе

  • Соблюдение сезонной одежды на улице

  • Обширное умывание

  • Обливание ног в летний период

  • Упражнения после сна: гимнастика пробуждения

  • В теплый период принимаются воздушные, солнечные ванны, прием детей и занятия по физкультуре проводятся на воздухе.
Большинство детей поступают в детский сад со второй группой здоровья и с возрастом данные показатели не ухудшаются. С четвертой группой здоровья детей в саду нет.

В каждой группе имеется карта рассаживания детей, паспорт здоровья, сделаны выписки из медкарт об аллергичных детях, инд. записи об особенностях здоровья.


    1. Медицинское обслуживание
В учреждении большое внимание уделяется созданию оптимальных медико-социальных условий для воспитания детей. Медицинское обслуживание детей строится на основе нормативно-правовых документов РФ и Республики Карелия. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинской сестрой и врачом-педиатром городской поликлиники №1, которые ведут мониторинг развития и здоровья дошкольников, организуют профилактические и оздоровительные мероприятия, гигиеническое воспитание и обучение.

Медицинская служба детского сада ставит своей целью: обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников и реализует свою работу через следующие направления деятельности:


  • профилактическая работа;

  • диагностическая работа;

  • оздоровление воспитанников;

  • санитарно-просветительная деятельность;

  • контроль и регулирование питания.
За 2015-2016 учебный год были проведены все прививки согласно плану.

Проводятся следующие лечебно-профилактические мероприятия:

1.С-витаминизация третьего блюда в течение года.

2. Закаливающие процедуры

3. В течение учебного года в системе проводилась плановая прививочная работа в соответствии графиком национального календаря.

4. Дети декретивных возрастов осматриваются врачами-специалистами

5. Обследование детей на энтеробиоз и яйцеглисты + энтеробиоз

6 .Для профилактики заболеваний гриппом, ОРВИ проводится фитонцидотерапия, витаминотерапия, фитотерапия.

7. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

11. Осмотр врачами – узкими специалистами проводится декретивного возраста.

Углубленный медицинский осмотр специалистами городской поликлиники №1 (хирург, педиатр, окулист, дерматолог прошли все воспитанники. Выявленные по тем или иным заболеваниям воспитанники отправлены на дальнейшее обследование. Показатели состояния здоровья детей

Благодаря вдумчивой системной работе коллектива заболеваемость в саду постепенно снижается.


Год

Всего детей

Пропущено одним ребенком по болезни за 1 год

Часто болеющие дети

2014

145

11,3

4

2015

138

10,5

6

2016

144

6,5

4

В направлении санитарно-гигиенической работы проводился контроль за санитарным состоянием на группах ежедневно:


  • За естественным и искусственным освещением.

  • За режимом дня воспитанников.

  • Маркировка белья, инвентаря.

  • За сквозным проветриванием на группах.

  • За личной гигиеной детей.
Ежеквартально проводилась учеба с младшими воспитателями о правилах уборки, обработке инвентаря, оборудования, игрушек, посуды, о текущих и генеральных уборках помещений. Под постоянным контролем медсестры выполнение детьми и персоналом гигиенических требований по личной гигиене. 1 раз в полугодие все работники своевременно проходят профилактические осмотры.

Своевременно сдаются отчеты в Роспотребнадзор, отдел ДШО городской поликлиники №1.


    1. Качество и организация питания
В МДОУ организовано пятиразовое питание воспитанников в соответствии с требованием санитарных правил, обеспечивается бесперебойное финансирование питания, направленность на соблюдение натуральных норм. График выдачи готовой пищи соответствует возрасту и режиму дня детей. Соблюдается питьевой режим.

Постоянно в поле внимания администрации организация и качество питания:


  • Правильность доставки продуктов, качества, условия хранения.

  • Качество приготовления пищи.

  • Санитарно-гигиенический режим пищеблока.

  • Режим питания и приема пищи, гигиеническая обстановка.

  • Ведение бракеражных журналов.

  • Ежедневное составление меню.

  • Ежедневное снятие пробы.

  • Осмотр работников пищеблока.
В учреждении руководящим документом для составления меню является 10-дневное меню, методические рекомендации по питанию детей в детском саду, а также Нормы потребления продуктов питания по типам учреждений.

5. Административно-хозяйственная работа

В 2015-2016 учебном году административно-хозяйственная деятельность была направлена на улучшение условий жизнедеятельности воспитанников, создание в учреждении благоприятной, комфортной, развивающей среды. Работа велась по следующим направлениям:


  • Хозяйственная деятельность и обеспечение санитарно-гигиенического состояния.

  • Обеспечение сохранности и ремонт имущества, оборудования и техники учреждения.

  • Ремонтно-строительные работы.

  • Пополнение материальной базы учреждения, привлечение спонсорских средств.

  • Противопожарная безопасность и охрана труда работников и воспитанников.

Егомина Марина Валерьевна
Отчет по работе с социумом

Отчет по работе с социумом

Егомина Марина Валерьевна МБДОУ ЦРР Д/С № 3 «Катюша»

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения МОБУ СОШ № 10 и МОБУ СОШ №15 и другими социальными объектами как «Дворец детства» , КДЦ «Чэчир» , библиотека им. Белинского, музей им. Ярославского и. т. д. Наши воспитанники активно участвуют в международного как и всероссийкого уровня конкурсах.

Мы педагоги стремимся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием, за счет реализации любой познавательной задачи через различные виды деятельности. Освоение мира ребенком происходит как на занятиях, так и в играх, практических занятиях, экскурсиях, праздниках, конкурсах.

Наше дошкольное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с социумом , куда входят : образовательные и медицинские учреждения, учреждения дополнительного образования, центры культуры, музеи, дома творчества.

В зависимости от вида деятельности социальных партнеров мы прописали различные цели :

Содействие совершенствованию образовательного процесса;

Содействие всесторонне развитой личности в обеспечении физического, эмоционального, интеллектуального развития детей, воспитание духовно-нравственной личности, человека высокой культуры;

Содействие умножению потенциала здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни;

Содействие модернизации образовательной предметно-развивающей среды учреждения;

Развитие у детей различных эстетических вкусов, умение чувствовать красоту, развивать творческие задатки и формировать способности детей.

Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения показывает, что активная позиция МБДОУ ЦРР Д/С № 3 «Катюша» делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Перед нами встала задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Нам, педагогам, необходимо сохранить индивидуальность каждого ребёнка, обеспечить гармоничное физическое и психическое развитие детей. Проблему социализации ребёнка можно решить использованием практических методов и форм работы . Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами , которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста. Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться в условиях социального партнерства .

Отчёт по взаимодействию ДОУ с социальными партнерами

Цель проектов: Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

Проект «огонь наш друг, но не всегда, бывает от него беда» (взаимодействие детского сада с инструктором по пожарной безопасности)

Цель проекта: Подвести детей к пониманию того, что в случае неосторожного обращения с огнём или электроприборами может произойти пожар.
Задачи проекта:
1. Наладить партнёрские взаимоотношения между Доу, социальными партнерами и родителями;
2. Познакомить детей с работой инспектора по пожарной безопасности.
3. Дать знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара. 4. Формировать умения осознанного выполнения правил противопожарной безопасности.
5. Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения


Проект «Мы и ЗОЖ» (взаимодействия детского сада со спортивными учреждениями.)

Цель: Создание единого образовательно-оздоровительного
пространства ДОУ и спортивного учреждения.
Задачи:
Создать условия для гармоничного физического развития
детей, совершенствование индивидуальных способностей и
самостоятельности.

Формировать позитивное отношение участников
образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом..
Объединить усилия сотрудников спортивного учреждения,
родителей для эффективной организации профилактики и
оздоровительной работы.



Проект «Как прекрасен этот мир»

В нашем посёлке Игрим, работает замечательный выставочный зал. Его очень любят посещать как дети, так и родители.
Посещение выставок помогает педагогам успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач:
приобщение дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждение к творческой деятельности, воспитание любви к родному городу, краю;
способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
повышать культурный уровень педагогов и родителей.



Проект «АБВГДейка» (взаимодействие детского сада с детской библиотекой)

Цель проекта: формировании нравственной и духовной культуры дошкольников.
Задачи проекта: развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста; взаимодействие учреждения культуры (Центральная детская библиотека) и дошкольных образовательных учреждений в творческом развитии подрастающего поколения; приобщение детей и родителей к совместному семейному чтению.


Проект «Скоро в школу!» (взаимодействие детского сада со школой)

Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;
способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Проект «Здоровейка» (взаимодействие детского сада с поселковой аптекой)

Цель: Дать общее представление о том, что такое аптека, познакомить детей с профессией фармацевта.
Задачи: Стремиться развивать в детях интерес к различной трудовой деятельности человека, уважение к труду взрослых.
Познакомить детей с новыми понятиями. Обогатить словарный запас учащихся.
Воспитывать любознательность, навыки культурного поведения.



Проект: «Родина моя-Югория» (взаимодействие детского сада с краеведческим музеем)

Цель экскурсии: приобщение дошкольников к культурным ценностям и традициям.
Задачи: формирование любви к родному краю; расширение представлений дошкольников об истории родного посёлка; формирование представлений детей о последовательности событий в жизни посёлка, его исторических памятниках, достопримечательностях; воспитание бережного отношения к историческому наследию родного города.

В современный век информационных технологий, нам, воспитателям, приходится не стоять на месте, а искать новые пути и формы работы с родителями своих воспитанников.

Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в работе. Я ставлю перед собой целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. И традиционные, и инновационные формы помогают мне вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс, стать полноправными партнерами в воспитании детей и активными участниками совместных мероприятий, проводимых в группе. Мое взаимодействие просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Мы живем в динамичное время. Родители часто загружены делами, не так активно, как бы хотелось, участвуют в жизни детского сада. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в детском саду решается мною в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • вовлечение родителей в деятельность детского сада;
  • совместная работа по обмену опытом;

Перед собой поставила цель – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для достижения данной цели, координации деятельности детского сада и родителей я работаю в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ над решением следующих задач;

Устанавливаю партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединяю усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

Создаю атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей, воспитанников;

Активизирую и обогащаю умения родителей по воспитанию детей;

Поддерживаю уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Я провожу работу с родителями, применяя дифференцированный подход. Учитываю социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаю культуру педагогической грамотности.

В своей работе по налаживанию контактов с родителями, для решения задач воспитания и развития ребенка, я использую следующие формы работы:

  • информационно – аналитические (анкетирование, тестирование, посещение воспитанников на дому, вопросы - ответы);
  • познавательные (родительские собрания; консультации; беседы; дискуссии; совместное обогащение предметно – пространственной среды; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных совместно; участие родителей в подготовке к праздникам; оформление фотомонтажей; проведение Дней открытых дверей);
  • наглядно – информационные (папки – передвижки, родительский уголок, фотовыставки, библиотека – передвижка);
  • досуговые (праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, выставка семейных коллекций).

Чаще я использую формы работы с родителями традиционные, но с внесением новых форм их проведения:

Родительские собрания 3 раза в год;

Групповые и индивидуальные беседы;

Творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

Консультации для родителей;

Дни открытых дверей.

Родительские собрания – я часто применяю такие формы как круглый стол, педагогическая гостиная. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями я тщательно и серьезно готовлю. Я хочу видеть в родителях не просто участников собрания, а добрых друзей, коллег и партнеров, вместе со мной заинтересованных в развитии детей, их воспитании. Важную роль в подготовке играет анкетирование, которое позволяет выявить интерес, компетентность родителей по теме собрания. Оно позволяет мне собрать разносторонний материал, выбрать формы представления той или иной информации (презентация, показ слайдов, фотографий и т.д.). По окончании собрания я всегда интересуюсь, стала ли информация, полученная родителями полезной, своевременной, достаточной. Если нет – работа продолжается совместно или в индивидуальном порядке. Мы говорили с родителями на разные темы: об адаптации к детскому саду, о воспитании нравственности, патриотизма, о духовности, о подготовке к школе и многих других вещах, решали проблемные ситуации. В результате интерес к вопросам воспитания у родителей значительно возрос, мы стали лучше понимать друг друга и чаще видеть друг в друге помощников. Так же, увеличилось количество посещающих собрания родителей, ищущих ответы на вопросы воспитания ребенка в контексте с воспитателем и специалистами.

В педагогической практике мною используются различные виды наглядности, в том числе и родительский уголок . В нем я помещаю материалы информационного характера: правила для родителей, объявления, мероприятия детского сада. Здесь же вывешиваю и информационные листки с объявлениями о собраниях, предстоящих событиях, выражаю благодарность родителям за участие в делах детского сада, группы, оказанную помощь. Особенно интересует родителей информация о том, чем мы с детьми будем заниматься в течение месяца по всем видам деятельности воспитания и обучения. В результате я отметила, что родители стали интересоваться жизнью детей в детском саду и стараются закреплять пройденный материал дома, проявляют инициативу по поводу нахождения информации на детских сайтах, делятся своими успехами и неудачами в вопросах воспитания. Это мне очень помогает в работе с детьми.

Моей традицией в работе с родителями стало: к каждому празднику или значимому событию оформлять информационный стенд . В нем я размещаю рассказ о событии или празднике, интересные факты, стихи, поговорки и пословицы, фотоматериал, поделки, сделанные детьми и воспитателем, детьми и родителями, высказывания самих детей на заданную тему. Стараюсь сделать это ярко и красочно. Такие стенды были оформлены ко Дню Матери, Новому году, Рождеству, Дню защитника Отечества, Дню семьи, Яблочному Спасу и др. Они очень понравились детям и родителям. Родители с нескрываемым удовольствием и гордостью представляли свои работы. В результате, совместное творчество сплачивало семьи, позволяло разглядеть в своем ребенке талант, поднимало на высокий уровень авторитет родителей. А я радовалась этому сотрудничеству.

Родители, почувствовав теплую и дружескую атмосферу детского сада стали активными участниками и других мероприятий. Они охотно проявляли свои умения и таланты в досугах, на праздниках: праздник мам « День 8 марта», папы участвовали в конкурсе: « А ну – ка, папы!», а вместе с детьми « День семьи, любви и верности», « День знаний». Бабушек и дедушек мы тоже не оставили без внимания, подготовили им концерт в « День пожилого человека», устроили «Бабушкины посиделки». Мною была организованна выставка работ по росписи икон бисером, выполненных бабушкой Айхлер Алины, что вызвало у детей и родителей гордость за свою семью. В результате проделанной мною работы, родители стали более открыты для общения, стали активными участниками различных конкурсов. Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминания о нем объединило больших и маленьких. Участие семей в конкурсах обогатило семейный досуг и объединило общим делом.

Озеленение и обустройство участка тоже происходило совместно с родителями и детьми. Мы вместе разбили клумбы и высадили рассаду, выращенную дома, вместе поливали и ухаживали за ней. Родители проявили творчество в изготовлении предметов декора, помогали разместить, развесить их. У родителей и детей совместно с воспитателем появилась потребность продолжить делать добрые дела. Отсюда возникли акции. В результате прошли акции: « Украсим детский сад ко Дню города», « Посади дерево», « Мастерим Рождественскую звезду», « Каждой пичужке по кормушке», « Посылка солдату» и др. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сплотила нас, позволила проявиться самым лучшим человеческим качествам, учила детей опыту взаимодействия, доверия, вызывала чувство гордости за своих родных. У взрослых появилась возможность заинтересовать ребенка своим примером, научить бережному отношению к вещам, внимательному отношению к людям, заботливому к своему детскому саду, городу, ко всему живому. Дети не только наблюдали со стороны за действиями взрослых, но и являлись активными участниками.

В результате тесных партнерских отношений между мной и родителями, я отметила прогресс в воспитании детей. Они стали ответственными, отзывчивыми, дисциплинированными, аккуратными, следили за чистотой и сохранностью оборудования.

Я считаю, что наиболее эффективным является деятельный подход во взаимодействии родителей, воспитателей и детей. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу сопровождать детей на экскурсию на Лабинский хлебозавод, выступления на концертах в Доме культуры. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателем и участию в жизни группы, детского сада, приобрели опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом педагогов и родителей других детей.

Интересной формой сотрудничества, новой и востребованной стало проведение мастер – классов . Я проводила мастер – классы с целью помочь родителям в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционные техники рисования, работа с природным и бросовым материалом и т.д.), игр в вечерние часы и в выходные, праздничные дни, мастер – класс « Вежливость вокруг нас». Родители демонстрировали свои достижения в области воспитания детей. У нас прошел такой мастер – класс по трудовому воспитанию. Я предложила провести маленький урок для коллег, таких же родителей. Родители сами объясняли, как привить ребенку трудолюбие: одна мама рассказала, как ее дочь ухаживает за обувью, вторая – как убирает в комнате, третья – как сын ухаживает за животными. Родители, любящие своего ребенка, всегда рады показать его лучшие стороны. И, главное, родители дают практические, действенные советы. Мы всегда подытоживали всю полученную информацию и делали выводы. Мама воспитанника, Копылова Елена Николаевна, провела с детьми мастер – класс: «Мастерим Рождественскую звезду». В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делились своими умениями и навыками.

Я регулярно провожу консультации с родителями на тему воспитания и образования детей, в том числе привлекая медицинскую сестру детского сада, специалистов. Например, проведены консультации: « Грипп и ОРИ, их профилактика», « Детские инфекции», « Как вырастить здорового ребенка»; « Роль физических упражнений в развитии ребенка», « Формирование здоровьесберегающего двигательного поведения», « Музыка в жизни малыша». Особое значение придаю консультациям, направленным на обеспечение безопасного поведения на улице, дома, на воде, в лесу, по пожарной безопасности. Мною предложены родителям консультации:

« Безопасность ребенка на улице», « Дисциплина на улице – залог безопасности», « Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», « Один дома!», « Как вести себя в опасных ситуациях» и другие. Консультации подобраны мною в начале учебного года и входят в план работы с родителями.

Для совершенствования образовательного процесса и информированности родителей, детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно – правовые документы ДОУ, памятки и консультации, новости из жизни сада и т.д. Я имею персональный блог , где размещаю полезную информацию для родителей, знакомлю с насыщенной и интересной садовской жизнью. Таким образом, у родителей появляется новый домашний собеседник и консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, и, наконец, просто узнавать нужную и полезную информацию. В разделе « Калейдоскоп» - я разместила фотоотчет о жизни и деятельности детей в саду. В раздел « Мастерилка» я помещаю образцы работ по изобразительной деятельности, советую, чем можно заняться с ребенком дома. У меня происходит общение с родителями и через сайт WhatsApp . Родителям нравится просматривать видио- и фотоматериалы из жизни детей в детском саду. Это новый этап в моей работе с родителями. Новые, современные формы работы очень востребованы родителями. Я получила много положительных откликов.

Проведенные мероприятия показали положительную динамику, так:

  1. 1. У родителей проявился устойчивый интерес к содержанию образовательного процесса с детьми. Увеличилось количество вопросов ко мне, как к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях. 62% родителей принимают участие в образовательной деятельности;
  1. 2. родители более вдумчиво стали относится к тем или иным методам воспитания. До 70% возросло число родителей, посещающих родительские собрания, активно участвующих в совместных мероприятиях, праздниках, акциях. Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно повлияла на воспитание;
  1. 3. возросло стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами.
  1. 4. родители уверились в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем;
  1. 5. родители по результатам наблюдений за деятельностью ребенка в детском саду могут выбрать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
  1. 6. по результатам мониторинга за 2015 – 2016 учебный год – 87 % родителей удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставленных ДОУ.

Заведующий муниципальным дошкольным А.А.Чумбуридзе

образовательным автономным учреждением

детский сад общеразвивающего вида №22

города Лабинска муниципального образования

Лабинский район

Дата:

Взаимодействие ДОУ с семьей обеспечит благотворное воздействие на хорошую адаптацию и интеграцию детей – дошкольников в разных видах жизнедеятельности в интересах социального формирования личности.

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс продолжается, но виден результат: дети начинают с гордостью и уважением относится к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателем и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и коллективом родителей и воспитателей. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

в обогащении предметно – пространственной среды, в благоустройстве и озеленении участка

Васильева Надежда Анатольевна
МБДОУ "Детский сад № 142" г.Чебоксары
заведующий
"Взаимодействие с социумом"

Основы взаимоотношений человека с социумом закладываются в дошкольном детстве.

Открытое дошкольное учреждение - это "окно в мир"; оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями.

Все социальные процессы, происходящие в обществе, в миниатюре повторяются или отражаются в системе образования, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях. В этом смысле детский сад представляет собой открытую социально -педагогическую систему. Но чрезвычайно сложно назвать его открытой системой. Пожалуй, это одно из заведений, которое тщательно защищает ребенка от мира по многим причинам: в силу возрастных особенностей детей, их несамостоятельности, чрезмерной опасности, исходящей от социума, высоких санитарно -гигиенических требований, отсутствие у детей знаний, умений и навыков взаимодействия с социумом.

Однако, как утверждает Ч.Тойч, основы типов и способов взаимоотношения с социумом во взрослой жизни закладываются в дошкольном детстве. Не осознавая того, ребенок запоминает любые способы. Окружающая среда проецирует на его будущее: взаимоотношения со сверстниками -на общение с окружающими; взаимоотношения персонала с детьми в детском саду -на служебные взаимоотношения.

Как помочь ребенку войти в окружающий мир? Мы считаем, что важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения города, в котором они живут, научить ребенка свободно ориентироваться там, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитывать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное отношение к ней.

Наш детский сад расположен рядом с такими социокультурными и образовательными учреждениями, как детская библиотека им. Сухомлинского, МБОУ СОШ № 18, культурно -выставочный центр «Радуга», детская музыкальная школа и др.

С самого раннего возраста мы вводим ребенка в социальный мир. Для этого педагогами детского сада разработана система мероприятий по ознакомлению детей с объектами социального окружения, перспективные планы взаимодействия с каждым учреждением, учитывая сложившиеся традиции и уклад жизни города.

Знакомство с социальной сферой мы начинаем с детского сада, который является частью социальной инфраструктуры. Детский сад представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие социальные сферы, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина и др. для детей четвертого года жизни детский сад - это большой, непознанный мир, где много незнакомых, но интересных людей, предметов и вещей. Знакомя малышей с детским садом, воспитатель должен детально рассказать о находящихся здесь предметах, объяснить их назначение, сообщить названия, показать пример воспитания окружающего, своего отношения к нему. Такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей к дошкольному учреждению. Знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, не пугают малыша, становятся близкими и понятными.

Начиная со средней группы воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры. Проводятся целевые прогулки на близлежащие улицы, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома. По темам прогулок и экскурсий в дошкольном учреждении организуются фотовыставки, досуговые мероприятия.

В старшем дошкольном возрасте главным объектом ознакомления с социумом становится школа. Детским садом и школой проводятся совместные мероприятия, целевые посещения и экскурсии для дошкольников.

Основными формами ознакомления с социумом являются занятия и совместная деятельность: беседы, игры -путешествия, развлечения, викторины, сюжетно -ролевые и дидактические игры.

Ознакомление детей с объектами социальной сферы осуществляется во всех возрастных группах, но на разном содержании, в соответствии с особенностями и возможностями детей. В основу занятий положен прием погружения детей в тему. Большое значение придается продуктивной детской деятельности: создание коллажей, альбомов, детских книжек, изготовлению макетов и др.

Весьма эффективен в работе проектный метод. В ходе ознакомления с объектами социальной сферы педагоги совместно с детьми разрабатывают и реализуют разнообразные проекты: «Карусель профессий», «Без труда не проживешь», «Профессии моей семьи», «Традиции моей семьи», «Зеленая аптека», «Аленушкины сказки» и др. Использование проектного метода дает ребенку возможность экспериментировать, делать выводы, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

С целью закрепления полученных знаний организуются специальные занятия, сюжетно -ролевые игры, развлечения и др. Одним из условий успешного ознакомления детей с социумом является предметно пространственная развивающая среда, которая должна быть спроектирована так, чтобы дошкольники могли в своей игровой, творческой и познавательной деятельности моделировать, отражать взрослые формы деятельности. Для этого мы пытаемся создать в детском саду социальный мир в миниатюре, представить разнообразные социальные сферы.

В детском саду в каждой группе размещены познавательный и иллюстративный материал о городе, людях, природе родного края, фотоальбомы детские и семейные работы. Методический кабинет оснащен материалом для детей и родителей.

Развитие социальные связей детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка. Мы отмечаем, что наши дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, внимательными, дружелюбными.

Таким образом, организация социокультурной связи между дошкольным учреждениям и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.