Кого называют отцами основателями. Смотреть что такое "Отцы-основатели США" в других словарях

33\34. Отцы-основатели США.

Пейн о государстве и праве

Томас Пейн (1737-1809 гг.) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в 1774 г., т.е. накануне Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" - наиболее известном его произведении - показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, - "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости Соединенных Штатов, автором которой был Т. Джефферсон. После начала революции во Франции Пейн публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Как и многие другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека" Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу слова. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право собственности - право приобретенное, а не естественное.

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю - земля была "общей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных является следствием появления частной собственности (у идейного противника Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение).

Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается людьми по общественному договору - единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления - о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой. классификации положены принципы образование (правления - наследование или выборность. Пейн резко критиковал государственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл "самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления". Не имея под собой никакой правовой основы, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет.

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в его основе лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закреплении в Конституции системы "сдер-жек и противовесов" он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воздействие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и даже "пересекли" Атлантический океан и на родине Пейна, в Англии, способствовали формированию политической идеологии чартистского движения с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегодных выборов в парламент.

§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 - 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свободы слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс колоний к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости - конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан - все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права - феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого самого важного, священного для буржуазного общества права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически, политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, а практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию, таким образом, обосновано, и обосновано убедительно.

Далее, в Декларации независимости содержится 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить в Декларации "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение колоний от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, - право на революцию) и образование независимых Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей и обвинял английского короля в том, что он "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право

Александр Гамильтон (1757-1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г.

В период непосредственной подготовки Конституции, а особенно после ее принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами и антифедералистами. Внешне основой раскола на эти политические группировки было отношение к намеченной Конституцией федеральной форме государственного устройства США.

Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США, закрепленной "Статьями конфедерации" 1781 г. Только сильная центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения - фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому понятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли уже содержались в конституциях штатов - учредителей США.

У современной Америки есть свои неканонизированные святые. Это так называемые отцы-основатели (Founding Fathers) – те люди, которые сыграли ключевую роль в основании и становлении американской государственности, завоевании независимости и создании принципов новой политической системы. Именно они основали современные США. Их именами названы крупнейшие американские города, их портреты изображены на денежных знаках, о них до сих пор говорят с благоговением, и их фразы так любят цитировать американские высокопоставленные деятели. Кто же создал Америку такой, какой мы знаем её сегодня?

Вашингтон


Первый в списке – Джордж Вашингтон, главнокомандующий Континентальной армией, победитель в войне за независимость, человек, создавший институт американского президентства и сам ставший первым президентом США. Американцы называют его Отец Отечества (Father of the Fatherland). Идеал политика и человек безупречной репутации. Отец американской демократии.

Впрочем, личностью он был весьма противоречивой.

Джордж родился в семье мелкого землевладельца в Виргинии – классической американской колонии, где процветало рабство и индейцев с неграми не признавали за людей. Вырос в семье рабовладельца и, естественно, имел рабовладельческий склад ума. В 24 года Вашингтон женился на богатой немолодой вдове, получив в приданое 17 тысяч акров земли, 300 рабов и особняк в Уильямсбурге.

Вскоре Джордж значительно повысил доходы своего имения и стал одним из самых богатых землевладельцев Виргинии. Несложно догадаться, что добиться этого отцу американской демократии удалось благодаря рабскому труду. К тому времени, когда Вашингтон был избрал президентом, он являлся одним из самых богатых людей страны. Кстати, он вообще один из самых богатых президентов США за всю историю. Состояние Вашингтона (плантации, недвижимое имущество и так далее) сегодня могут быть оценены в 900 миллионов долларов.

Предприимчивый Вашингтон успешно продвигался и по карьерной (военной и политической) лестнице: в чине полковника активно участвовал в военных действиях против французов, англичан, а также индейцев, которые претендовали на свои земли.

Вашингтон вместе с единомышленниками Томасом Джефферсоном и Патриком Генри создавал и первые либеральные политтехнологии. Например, организовал в Виргинии объединение по бойкоту английских товаров. Похожие методы американские руководители активно используют до сих пор; в частности то, что сегодня называется санкциями.

В июне 1775 года Вашингтона единогласно избрали главнокомандующим Континентальной армией. Именно эта армия справилась с задачей тотального покорения индейцев, их насильственной ассимиляции либо насильственного переселения в резервации. Лишь между 1775 и 1890 годами, по подсчётам Бюро переписи населения США, произошло более 40 войн, причём это были войны преимущественно с мирным населением.

После Вашингтона осталось 58 томов писем, и это не считая публичных выступлений. На бумаге первый президент США выступал «за справедливое обращение с коренным населением», уповал на его «способность к ассимиляции» и даже лично беседовал с вождями индейских племён. Но стоило племени завести речь о «собственной идентичности или территориях», как миролюбивый Вашингтон отдавал приказы: «Уничтожить!», «Искоренить!»

Как умный политик Джордж понимал, что его солдаты, в числе которых были, как правило, переселенцы-колонисты, за идею воевать не станут. Им нужны новые земли и деньги – вот на чём изначально строился американский патриотизм. Поэтому Вашингтон и Конгресс в случае победы, например, над Британией, пообещали каждому солдату по 50 акров земли.

Война с Англией за независимость подчас имела странный характер. «Часто солдаты армии Вашингтона даже и не сражались за землю, их главнокомандующий просто посылал отряды, чтобы «застолбить» земли для своей частной компании. Например, пошли солдаты, построили домик на земле и «застолбили» землю», – так говорит бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США Дмитрий Михеев. «Новые американцы – нувориши: жадные, беспринципные, бесчестные. Индейцев они не считали за людей. И Вашингтон командовал этим парадом нуворишей. Он сжёг десятки деревень. Расчищал территории. Истреблял индейцев, не заморачиваясь. Якобы действуя в интересах европейцев-переселенцев», – продолжает Михеев.

Далее учёный открывает ещё одну тайну Вашингтона, о которой не написано в американских учебниках истории: «Когда Вашингтон уже стал президентом, когда уже была принята Конституция (свобода, демократия, право человека на личное счастье), поселенцы, которые воевали в его армии (ирландцы, шотландцы), не получили никакой земли! Он не сдержал своего обещания!»

Несложно догадаться, кому после войны стали принадлежать захваченные территории – 500 тысяч акров земли перешли в личное владение самого Джорджа Вашингтона. Теоретически он должен был выполнить обещание и бесплатно расселить там 10 тысяч мигрантов, но предпочёл перепродавать им землю в 30 раз дороже рыночной стоимости.

К чести Вашингтона, всех своих рабов он освободил, поскольку презирал рабство. Но это вовсе не означает презрения к деньгам. Деньги и власть – совсем другое дело.

Современные историки всё чаще пишут о «неконтролируемой власти Вашингтона». И тут снова следует вспомнить о политике двойных стандартов. С одной стороны, Вашингтон и его соратники проповедовали равноправие, демократию, свободу, гарантированную Конституцией. С другой – на деле этот человек создал центральное правительство, которое подавляло бунты, уничтожало несогласных, завоёвывало континент.

Заслугой Вашингтона считается основание столицы США, города, названного в его честь. Стоит сказать, что, как и большинство лидеров Соединённых Штатов, Джордж был масоном, членом ложи «Александрия» №22. Поэтому и проектирование города осуществлялось по масонскому типу: так, чтобы улицы, широкие диагональные авеню, площади и проспекты оставались открытыми для просмотра монументальных структур масонской значимости, создание которых контролировал близкий друг и советник Вашингтона, член Ордена Рыцарей Храма, архитектор Пьер Чарльз Ленфанте. Благодаря особой архитектуре и символике сегодня Вашингтон называют самым масонским городом на земле.

Первый президент США был пропитан масонскими идеями. Его похороны в 1799 году проходили по строгому обряду: гроб был покрыт масонским фартуком, каждый из присутствовавших масонов бросал в могилу ветвь акации, символизирующую возрождение.

Кстати, всего в истории США было 13 масонов-президентов, начиная с Вашингтона и пока заканчивая Трумэном, чей огромный фотопортрет в масонском фартуке и с мастерком в руке сейчас висит на стене четвёртого этажа Белого дома. Гарри Трумэн запечатлён в тот самый момент, когда принял решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки в 1945-м.

Джефферсон


Ещё один отец-основатель США, Томас Джефферсон, третий американский президент, автор самого главного документа в истории США – Декларации независимости, изображён сразу на двух американских денежных знаках: двухдолларовой банкноте и пятицентовой монете.

Этот человек тоже интересен и чрезвычайно противоречив во всех отношениях. В нём как ни в ком другом чудесным образом уживались талантливый философ, либерал, гуманист и хладнокровный рабовладелец, расчётливый предприниматель, убеждённый масон.

Изучая его мысли и деятельность, можно прийти к выводу, что равноправие, свободу и братство он считал прерогативой людей лишь «первой категории». А все остальные – не более чем прямоходящие животные. Вот, например, цитата о чернокожих из его книги «Заметки о штате Виргиния»: «Их жизнь состоит больше из ощущений, чем из размышлений. Сюда же относится и их желание спать, когда они не работают или не развлекаются. Животное, чьё тело покоится и которое не думает, должно, конечно, клонить ко сну. Касательно памяти, ума и воображения, мне кажется, что в памяти они равны белым, в уме значительно уступают. Я думаю, едва ли можно найти чёрного, способного понять труды Евклида. Их воображение скучно, безвкусно и аномально… Они выделяют меньше через почки и больше через кожу, что придаёт им очень сильный и неприятный запах. Из-за этой повышенной потливости они лучше приспособлены к жаре и хуже к холоду, чем белые».

Но, несмотря на подобные воззрения, в начале своей политической карьеры Джефферсон любил рассуждать о ликвидации рабства и даже вставил в Декларацию пункт о его отмене. Но вскоре удалил. Как писал об отце американской независимости его современник, писатель и священник Монкур Конве, «никогда ещё человек не добивался такой славы за то, чего он не делал».

Потомственный рабовладелец, третий президент США, борец за демократию и равенство, Томас Джефферсон при жизни владел 600 рабами, не считая слуг, и плантациями, по размеру сравнимыми с городом. В американском школьном учебнике по истории в разделе «Томас Джефферсон: борец за свободу и права человека» сказано: «В его промышленном улье не было никаких разногласий и оскорблений: на чернокожих сияющих лицах рабов, которые работали под руководством своего хозяина, не было ни малейших следов недовольства… За работой женщины пели, а подросшие дети на досуге делали гвозди, не перерабатывая и ради удовольствия».

А теперь заглянем в «Фермерскую книгу», написанную самим Джефферсоном: «Дети-рабы в возрасте до 10 лет выполняют функции нянек, с 10 до 16 лет мальчики делают гвозди, девочки прядут, в возрасте 16 лет они отправляются на работу в поле или начинают учиться ремеслу».

А теперь цитаты из записей очевидцев: «Запертые в душной, задымлённой мастерской мальчики чеканили по 5–10 тысяч гвоздей в день, что в 1796 году принесло Джефферсону 2 тысячи долларов общего дохода. Тогда гвоздильная его фабрика конкурировала с исправительной тюрьмой штата».
Зять политика, Рэндольф, в одном из отчётов сообщал Джефферсону, что у негритянских мальчиков, делавших гвозди, «работа идёт очень хорошо, потому что детей секут».

Однажды за драку в мастерской американский гуманист продал мальчишку-раба на южные плантации для устрашения других детей, по словам самого Джефферсона, «как будто его забрала сама смерть».

После смерти Джефферсона по завещанию его любимый раб, кузнец Джозеф Фоссетт, получил свободу, но вся его семья – жена и семеро детей – осталась в рабстве. Вскоре они были перепроданы другим хозяевам, Фоссетту удалось выкупить лишь жену. Несчастный Джозеф десять лет трудился у наковальни, чтобы заработать на выкуп детей, но, даже накопив деньги, не смог этого сделать: новые хозяева его детей передумали их продавать. Семья больше не воссоединилась. В 1898 году, будучи уже свободным человеком, 83-летний сын кузнеца Питер Фоссетт вспоминал: «Я никогда не забуду, когда меня поставили на аукционный помост и продали как лошадь».

Забавно вспомнить ещё об одном философском труде этого президента, который он озаглавил скромно – «Библия Джефферсона». Её главный герой по имени Иисус – ловкий человек, управленец, с нуля создавший грандиозную корпорацию под названием «христианство». Ну и, помимо «Библии», ещё одна уникальная заповедь этого отца-основателя своим последователям: «Кнут и пряник – хорошо, но мало, нужны и другие способы контроля».

Именно Джефферсон в своих поместьях создал оригинальный институт осведомителей из числа свободных граждан. За небольшие деньги (20–50 центов в месяц) эти люди должны были наблюдать за перемещениями рабов, их разговорами, поступками и докладывать о своих наблюдениях надзирателям. Спасибо таким осведомителям, с их появлением от Джефферсона не убежал ни один раб, а если кому-то и удавалось что-либо стащить (гвоздь или одежду), пропажу сразу же находили, а вора наказывали. Таким образом, была создана первая в мире сеть секретных осведомителей, впоследствии прозванная в США «вторым уровнем спецслужб» и прекрасно себя зарекомендовавшая.

А вот что говорит о Джефферсоне уже упоминавшийся здесь бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США Дмитрий Михеев: «Суть деятельности Джефферсона – лицемерие и ложь. Он сам писал законы, запрещавшие межрасовые смешения. Даже если есть одна капля африканской крови – ты уже негр! Даже если ты будешь блондин».

Уже будучи президентом США, имея добропорядочную жену (которая была его троюродной сестрой) и шестерых детей, между делом Джефферсон активно сожительствовал с рабыней-мулаткой, которая также подарила ему шестерых отпрысков.

Франклин и Гамильтон


В группу отцов-основателей входят также Джон Адамс, Джон Джей и Джеймс Мэдисон. Но мы остановимся на двух других фигурах.

Бенджамин Франклин – единственный из отцов-основателей, скрепивший своей подписью все три самых главных документа, которые и по сей день лежат в основе государственности Соединённых Штатов: Декларацию независимости, Конституцию и Версальский мирный договор 1783 года.

Писатель, дипломат, активный член масонского ордена и философ, Франклин стал духовным лидером новой американской нации во второй половине XVIII века и первой половине XIX. Но, исходя из его же воззрений, духовность всегда неразрывно связана с материальной выгодой. Неудивительно, что портрет Бенджамина Франклина изображён на стодолларовой купюре – так высоко оценили его потомки. И, кстати, именно Франклину принадлежит фраза «время – деньги».

Франклин разработал теоретическую базу американской государственности, а вот его молодой последователь Александр Гамильтон претворял материалистические идеи в жизнь. «Серый кардинал», министр финансов при двух американских президентах (Вашингтоне и Адамсе), Александр Гамильтон также вошёл в каноническую семёрку отцов-основателей США.

Гамильтон всю жизнь боролся за централизованное федеративное государство с сильной властью президента. Он в полный голос говорил о милитаристских планах, выступал за имперскую политику в Латинской Америке и участие в делах Европы. Можно сказать, что именно Гамильтон заложил все основы и современной американской государственности: армия США, Национальный банк, институт президентства, федеративный характер государства.

Кстати, не только за силу мысли, но и за силу духа этот человек заслуживает восхищения. В отличие от большинства политиков, пользовавшихся полной безнаказанностью, Гамильтон жизнью заплатил за свои идеи. В 1804 году во время избирательной кампании на пост губернатора Нью-Йорка Александр Гамильтон резко и жёстко критиковал своего политического противника и идейного врага Аарона Бёрра. Не выдержав нападок, Бёрр вызвал Гамильтона на дуэль. После того как прозвучала команда «К барьеру!», Бёрр выстрелил, а Гамильтон намеренно не стрелял. В своей предсмертной записке он написал: «Мои религиозные и моральные принципы решительно против практики дуэлей. Вынужденное пролитие крови человеческого существа в частном поединке, запрещённом законом, причинит мне боль». Выстрел Бёрра стал смертельным для Гамильтона, но и бесславно завершил политическую карьеру самого Бёрра.

Впрочем, жизнь многих американских лидеров заканчивалась трагически. И в связи с этим следует вспомнить о так называемом «президентском проклятии», или «проклятии Текумсе».

По легенде, в XVIII веке индейский вождь Текумсе, обманутый белыми колонистами, умирая, произнёс молитву. Он просил богов о том, чтобы каждый американский лидер (президент), избранный в год, нацело делящийся на 20, умирал или был убит до окончания срока своего лидерства (президентских полномочий).

Невероятно, но проклятие чётко работало вплоть до седьмого колена. Первым, спустя всего месяц после инаугурации, умер американский президент Уильям Генри Гаррисон (отобрал у индейцев около 12 тысяч квадратных километров земли). Следом за ним все президенты, избранные или переизбранные в год, нацело делящийся на 20, умирали в должности (своей смертью или от пули убийцы). А именно: Авраам Линкольн, Джеймс Гарфильд, Уильям Мак-Кинли, Уоррен Гардинг, Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди. На Рейгане проклятие прервалось.

Огромное творческое наследие этого талантливого и разностороннего человека включает политические трактаты, естественнонаучные труды, философские эссе и сатирические памфлеты. К классике американской литературы причислена «Автобиография» Бенджамина Франклина, являющаяся источником превосходных советов по самосовершенствованию, а также, цитируя Д. Карнеги, одной из «самых увлекательных историй жизни». Знаменитый учёный входит в число отцов-основателей Соединённых Штатов Америки, к которым относят несколько политических деятелей, сыгравших ключевые роли в создании американского государства и внесших неоценимый вклад в завоевание независимости и создание принципов новой политической системы. Три исторических документа, положенных в основу образования США, были скреплены подписью этой выдающейся исторической личности.

Подпись под Декларацией независимости

Политик и дипломат, изобретатель и учёный, издатель и масон Бенджамин Франклин был в числе 56 делегатов Континентального конгресса, чьи имена увековечены в американской истории. Именно они подписали Декларацию независимости - важнейший документ, в котором провозглашалось отделение тринадцати североамериканских колоний от Великобритании. Франклин был избран в комитет, которому предстояло написать текст Декларации. Авторство документа, выражающего американские устремления, принадлежит Томасу Джефферсону, которому удалось чётко сформулировать принцип государственного суверенитета и важнейшие идеи демократии - равенство и неотъемлемые права людей. Бенджамин Франклин вносил редакционные правки в текст документа. Он же вместе с делегатами конгресса 2 июня 1776 г. участвовал в подписании воспроизведённого на пергаменте «свидетельства о рождении» нового государства. Два дня спустя Декларация была единогласно одобрена и скреплена удостоверяющими подписями президента конгресса и его секретаря. 4 июля навсегда вошло в историю как День независимости, который каждый год торжественно отмечается в Соединённых Штатах.

Участие Франклина в подписании Версальского мирного договора и Конституции США

Жизнь Бенджамина Франклина была наполнена событиями, нередко имеющими огромное значение для судеб государств. Война за независимость, в частности, её официальное завершение, тесно связана с именем этого замечательного человека. Вместе с Джоном Адамсом, видным деятелем войны за независимость, Бенджамин Франклин представлял во Франции американскую сторону при подписании мирного договора между Соединёнными Штатами и Великобританией (3 сентября 1873 г.). Наиболее важной статьёй этого договора стало признание Великобританией Тринадцати колоний суверенными и независимыми государствами, а также отказ бывшей метрополии от претензий на управление ими.

Вернувшись в Америку (1785), Бенджамин Франклин возглавил законодательное собрание штата Пенсильвания, а спустя два года активно участвовал в подготовке и организации конгресса, на котором была принята Конституция США. Он же стал одним из авторов основного закона (Конституции) Соединённых Штатов.

В своем блоге легендарный ведущий Русской службы Би-би-си Сева Новгородцев смотрит на новости дня порой под самым неожиданным углом.

Аудиоверсию рубрики "Осторожно, люди!" слушайте также в программе "БибиСева", которая выходит в интернет-эфир на сайте bbcrussian.com ежедневно по будням в 19:00 по Москве (16:00 по Лондону). Подкаст программы можно загрузить .

История принадлежит нам, а в особенности тем из нас, кто историю изучает и, что более важно, тем, кто ее пишет. С каждым новым поколением историков вперёд выходят самые социально сознательные и политкорректные, по новому смотрящие на старое.

В преддверии президентских дебатов в Америке, заметно, что отцы-основатели Соединенных Штатов, давшие потомкам конституцию и Билль о правах, у новейших историков не пользуются былым уважением, теряют очки.

Они пишут, что многие из основателей были белыми, из привилегированного класса, имели рабов и сами не прочь были поживиться землями, отнятыми у коренного населения - индейцев. Если уж они были столь прогрессивны, то почему не сказали ни слова о равноправии женщин? В тех исторических документах встречается только одно женское имя - Бетси Росс, да и то потому что ей поручили сшить флаг.

Американский радиожурналист Том Хартманн написал книгу "Что бы сделал Джефферсон?", в которой приводит любопытные факты. Оказывается, самым богатым среди американских революционеров был Джон Хэнкок, состояние которого в современных деньгах - 750 тысяч долларов. То есть, не олигарх. У другого подписанта Декларации, Томаса Нельсона англичане конфисковали все земли, он умер пятидесятилетним, в нищете.

Сегодня считается само разумеющимся, что свержение британского колониального ига было делом правильным. Однако в то время большинство колонистов так не считало, заявляя, что Америке лучше оставаться английской колонией до скончания века.

56 человек, подписывавшие Декларацию независимости, понимали, что тем самым подписывают себе смертный приговор. В рамках существовавшего английского закона они были предателями Короля и Империи. Кара за предательство - смерть. Бенджамин Франклин сказал тогда своим коллегам: "Если мы не будем держаться вместе, нас повесят поодиночке".

Первым декларацию подписал Джон Хэнкок. Его подпись - самая крупная. "Я хочу, чтобы король Георг III рассмотрел ее без очков", - пояснил он. Хэнкоку пришлось потом бежать от наступавшей английской армии, жена его была беременна, а позже разродилась мертвым младенцем.

Из тех 56 подписантов девять погибли в войне за независимость, 17 человек потеряли дома и всё свое состояние. Ни один из потомков тех 56 семей не входит сегодня в политическую или деловую элиту.

Самому старому из них, Бенджамину Франклину, было 76 лет, Джефферсону - 33 года, почти все были сравнительно молодыми людьми. Они стояли лицом к лицу с крупнейшей мировой державой мира, Британской империей. У короля Георга III под ружьем находилась мощнейшая армия, в его руках была колоссальная финансовая мощь. Он был владельцем крупнейшей мультинациональной корпорации того времени - Ост-Индской компании.

Именно против нее и была направлена первая акция, знаменитое "Бостонское чаепитие".

16 декабря 1773 года группа "сынов свободы" в национальных костюмах индейцев с топорами и дубинами, проникла на борт чайных клиперов "Дартмут", "Элеанора" и "Бивера". Бригада профессиональных портовых грузчиков быстро опустошила трюмы и выбросила за борт тюки чая, всего 45 тонн, примерно на два миллиона долларов по сегодняшнему курсу.

Вандализм и грабеж. Или смелый поступок борцов за свободу.

Ваши комментарии

кем были отцы-основатели Америки?

Ну, так и ежу понятно! - Негодяями и карбонариями!

Шерман был сапожником, наш Яша Свердлов -гравёром

Франклин - делал мыло и свечи, а наш Лейба Бронштейн-Троцкий - тоже ни фига не работал с 17 лет...

Адамс - отказался от сана священника В ТОЧНОСТИ, как наш незабвенный Коба!

Джэеферсон - адвокат, как и Ленин

В США есть такой скетч-спич - достаточно глупый и в меру туповатый - в духе англов! - Затонул пароход с 300 адвокатами. Реакция публики: Для начала неплохо...

Нам не понятно, в чём фишка, если не знать извечную ненависть людей к адвокатам в США.

Адвокат, сапожник, мыловар и поп-расстрига замутили подлость - революцию... Всё логично и понятно...

Не понятно ОДНО! - Зачем чай портить и машины жечь, как теперь во Франции принято!?

albor.ru,

С точки зрения наследников короля Георга- вандализм и грабеж. С точки зрения сынов свободы- смелый поступок борцов

(не в свои повозки выбрасывали, заметьте).

А вы за кого, вообще-то?

Jerry,

Для того чтобы прокомментировать блог Севы Новгородцева, воспользуйтесь формой для отправки комментариев ниже.

- (англ. Founding Fathers) группа американских политических деятелей, сыгравших важную роль в основании американского государства, в частности, в завоевании независимости и создании принципов новой политической системы. Обычно членами этой группы… … Википедия

Отцы-основатели - «Отцы основатели» (Founding Fathers), 55 делегатов Конституционного собрания 1787 г., подготовившие проект Конституции США. В их число входили выдающиеся обществ, деятели; наибольшим авторитетном пользовались Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин … Всемирная история

Доллар США - (US USD) Доллар США это денежная единица Соединенных Штатов Америки Доллар США: курс и номинал денежной единицы США, история и перспективы развития резервной валюты мира Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Тринадцать колоний в 1775 г. (вверху, показаны красным цветом) и общая территория США после войны за независимость (внизу) … Википедия

История доллара США - Доллар - казначейский билет США, основная денежная единица Соединенных Штатов Америки. Происхождение американского доллара тесно связано с историей Европы. В начале XVI века в северо западной Богемии для Римской империи была отчеканена… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Конституция США … Википедия

Федеральный суд США - (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора

Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Либертарианская партия. Либертарианская партия США Libertarian Party … Википедия

Naval operations in the American Revolutionary War Война за независимость США … Википедия

Книги

  • , Докторов Б.З.. В данной монографии история формирования технологии изучения общественного мнения в 1930 50-е гг. в США и 1960 70-е гг. в СССР раскрывается через анализ жизни и творческого наследия…
  • Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. Монография , Докторов Б.З.. В данной монографии история формирования технологии изучения общественного мнения в 1930-50-е гг. в США и 1960-70-е гг. в СССР раскрывается через анализ жизни и творческого наследия…