Что должен делать отец для ребенка. Особенности воспитания мальчиков

Впервые стал папой Сергей Ефремов в 23 года. С супругой Анжелой первенца назвали Иваном. Затем в семье появились Александр, Павел и Тимофей. В пятый раз радость рождения сына мужчина испытал уже после 40 – родился Никанор, которому сейчас всего 10 месяцев.

– Это очень разные чувства и ощущения: быть молодым папой и взрослым, – признаётся Сергей Ефремов, – потому что ценности разные. В молодости больше времени хотелось провести с друзьями, в бане или на рыбалке, а сейчас считаю, что лучше уделить его семье.

Такое понимание пришло к Сергею не сразу, потребовались годы супружеской жизни.

Школа для родителей

– На многие вещи стал смотреть по-другому после того, как Анжела привела меня в храм. Уже несколько лет мы всей семьёй посещаем его регулярно, а недавно стали ещё и в воскресную школу для родителей ходить, – рассказывает Сергей Ефремов.

Именно после занятий в этой школе отец пяти сыновей понял истинное толкование слова «мужество».

– Быть мужественным – это не значит быть сильным физически, – поясняет он. – Это значит быть сильным духовно. Суметь сохранить семью вопреки всем трудностям – вот главная задача мужа, мужчины. А воспитание детей – обязанность, данная нам Богом.

Каждому ребёнку Сергей старается уделить время. Несмотря на то, что встаёт очень рано (работает инженером-конструктором на заводе вентиляционного оборудования), к Никанору по ночам подходит именно он. С трёхлетним Павлом и двухлетним Тимофеем любит рисовать и лепить. А со старшими сыновьями Александром (ему 17) и Иваном (ему 19) по выходным катается на лыжах. Кстати, в детский сад мальчишек отвозит тоже папа. И на родительских собраниях в садике и в школе он бывает чаще мамы.

– У Анжелы и без того хватает хлопот: нас же всех накормить, обстирать надо, – улыбается счастливый отец и супруг. – Я ей очень благодарен за то, что в нашем доме всегда чисто и уютно.

Фото из семейного архива Ефремовых

Домой как на праздник

Даже если с работы глава семейства возвращается уставший, он всегда входит в дом с улыбкой: уверен, что нельзя приносить близким негатив.

С обязанностями по хозяйству помогают старшие сыновья. Причём Иван больше любит подсобить маме, а Саша папе. Ну а водиться с младшими нравится и тому, и другому. Это им не в тягость, а в радость. Ещё бы, ведь прибавлений в семействе ребята ждали не меньше взрослых.

– Иногда жалко, что в сутках только 24 часа, – говорит Сергей. – Переживаем, если не удаётся сходить на выступление Саши (он у нас и поёт, и театральным искусством занимается) или на мероприятие в детский сад. Но стараемся всё же поддерживать сыновей в такие важные моменты. И радуемся каждой, даже самой маленькой их победе.

Моя семья – моя крепость

В доме Ефремовых светло и красиво. Сергей сам построил этот дом, провёл отопление, ремонтирует по мере надобности. В детской комнате целое море игрушек, машинок, конструкторов. О том, что на полках нет кукол, а в дружной компании девочки, семья не жалеет.

– Мы уже привыкли, что у нас одни мальчишки, – улыбаются супруги. – Значит, так угодно Богу.

На прощание Сергей делится главным секретом воспитания:

– Отец должен быть для своих детей примером: много трудиться, не курить, не употреблять спиртного, заниматься спортом. А жене быть надёжной опорой. Ведь недаром говорят, что женщина – хранительница очага, а мужчина должен уметь поддержать в нём огонь.

Активные, эмансипированные женщины пытаются уменьшить роль отца в воспитании подрастающего ребенка, взваливают на себя все семейные обязанности, принижают его авторитет. В патриархальных семьях папа добывает материальные блага, а воспитание полностью лежит на матери. Обе модели негативно сказываются на личности ребенка.

С первых дней ребенок должен чувствовать присутствие отца в своей жизни. Ощущение мужского присутствия вызывает у него чувство неуязвимости. Отец для него сила (физическая, психическая). Детям нужна отцовская любовь. Она является стимулом для хорошего поведения, успешной учебы. С возрастом необходимость в отцовском внимании не уменьшается. В переходный период родительский авторитет особенно важен. Психологи считают, что ребенку для ощущения счастья достаточно 30 минут ежедневного общения с папой.

Как привлечь отца к воспитанию детей?

Многие мужчины не понимают, как себя вести с детьми. Жена должна помочь ему войти в роль папы и хорошо с ней справляться. Почти с самого рождения нужно привлекать главу семьи к прогулкам с малышом, мама в это время может заниматься собой или домашними делами. Необходимо оставлять его с новорожденным одного, обучив предварительно правилам ухода за младенцем.

Кратковременные отлучки мамы пойдут на пользу всем. Женщина отдохнет от домашней рутины, папа будет себя увереннее чувствовать, научится играть с малышом.

У подрастающих детей появляются проблемы, мама должна посвящать в них отца, даже если он много работает. Многие детские вопросы решаются просто, если ими занимается мужчина. У него хорошо работает логика, а ненужные эмоции отсутствуют. Успешные дети вырастают в семьях, где у родителей сложились партнерские взаимоотношения, семейные обязанности распределяются между мамой и папой.

Особенности психологии отцовского участия

При общении с папой ребенок оценивает свою половую идентичность, учится правильной модели поведения. Мальчик подражает ему, девочка пытается завоевать его любовь, вступая в соперничество с матерью. Благодаря мужскому воспитанию дочери учатся женственности, сыновья - мужественности.
Потребности ребенка в общении с отцом

Детям нужно чувство защищенности, это дает полная семья, и отец - ее глава. Ребенок с раннего детства чувствует надежную защиту от опасностей внешнего мира, если рядом есть любящий папа. Он помогает подрастающему человеку справляться с внутренними страхами и проблемами.

Как влияет на детскую психику отсутствие отца в семье

Отсутствие в семье мужчины на мальчиках и девочках сказывается по-разному. Молодой человек, выросший без отцовской руки, не умеет строить отношения с другими мужчинами. Он или провоцирует конфликты, или избегает общения, слывя маминым сынком.

У девочек, растущих с матерью, другие проблемы. У нее заниженная самооценка, она не понимает, нравится она мужчинам или нет, боится их внимания. Часто эти молодые женщины, опасаясь повторения маминого сценария, не хотят выходить замуж.

Функции папы в процессе формирования малыша

Личность ребенка формируется под влиянием семейных отношений. Папино поведение становится для него примером мужского поведения. Он для малыша - олицетворение защиты, силы, а мама - забота и ласка.

В полной семье формирование ребенка происходит под мужским и женским влиянием, это положительно сказывается на характере, помогает лучше ориентироваться во взрослых отношениях. Дети, выросшие в неполной семье, лишены этого примера, поэтому чаще сталкиваются с проблемами.

Функции папы в воспитании:

  • развивать все виды мышления (абстрактное, конкретное, логическое);
  • устранение зависимости от матери;
  • заниматься физическим развитием ребенка;
  • прививать навыки общения с людьми вне дома.

Создание модели отношений

На примере отца дети учатся общению с представителями другого пола. У них происходит правильная половая идентификация. Со временем на примере семейных отношений они выстраивают свою модель поведения с представителями своего и противоположного пола.

Авторитет отца для сына

Для того чтобы у мальчика сформировалась правильная модель поведения, отец должен постоянно присутствовать в жизни семьи и сына. Тогда ребенок с малых лет уяснит, каким должен быть настоящий мужчина. Для него будет нормой забота о финансовом благополучии семьи, внимательное отношение к интересам ребенка, чуткое отношение к жене. У мальчиков, растущих в неполной семье, пример мужского поведения отсутствует.

При вступлении во взрослую жизнь у них часто возникают проблемы, они не имеют представления о том, как должен вести себя мужчина в разных жизненных ситуациях.

Пример отцовского отношения к матери программирует будущие взаимоотношения юноши (молодого мужчины) с противоположным полом. В своей собственной семье будет моделировать отношения, к которым привык с раннего детства.

Ребенок растет активным, здоровым, уверенным в себе, если чувствует интерес папы к своим делам. Для мальчика много значат совместные занятия спортом, мужскими делами (рыбалка, ремонт велосипеда или бытовой техники). Для сына важно чувствовать, что отец его друг. Ему важна отцовская оценка поступков, похвала, поощрение, поддержка.

Защитник для дочери

С первых дней жизни папа для девочки становится образцом мужчины, многие выбирают в мужья мужчин, похожих на отца. Это касается благополучных семей, где глава семьи с уважением относился к жене и детям. Девушки из неблагополучных и неполных семей часто совершают ошибки при выборе спутника жизни.

Нередко ее семейная жизнь складывается неудачно из-за отсутствия у нее ясного представления о том, как должны формироваться отношения между женщиной и мужчиной в семье.

Отец не должен чрезмерно баловать дочь подарками, он должен относиться к ней по-доброму, в меру требовательно. Главное в правильном воспитании девочки - нежное, заботливое отношение к ее матери. Оно станет эталоном для ее взрослой жизни.

На отце лежит ответственность за формирование личности дочери. Он должен стимулировать ее любознательность, развивать эрудицию. Этому способствует совместное чтение книг, просмотр фильмов, посещение концертов, выставок.

Роль в патриотическом воспитании

Формирование основных черт характера, отношения к жизни происходит в дошкольном возрасте. Именно в этот период важно участие отца в воспитательном процессе. Именно мужчина должен сформировать у ребенка патриотические чувства.

Они формируются постепенно. Сначала это любовь:

  • к своему дому;
  • старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам);
  • семейным традициям.

По мере взросления отец должен учить ребенка любить окружающую природу, свою страну.

Папа должен уметь себя правильно вести с ребенком любого возраста. Малыши от 0 до 5 лет меньше плачут, если отец уделяет им внимание: берет на руки, разговаривает. С 5 до 9 растущим сорванцам папа нужен для активных игр, как помощник при выполнении и проверке домашних заданий. Особенно важно мужское воспитание в возрасте от 9 до 15 лет .

Подросткам нужен отец-друг. Он поможет разобраться со школьными проблемами, выстроить отношения с друзьями. Дочери-подростки нуждаются не только в совете, им важна мужская оценка их внешнего вида, поведения.

Задача отцов в воспитании мальчика

Задача отца с самого рождения сына - принимать участие в его воспитании, стать для него авторитетом. Ему необходимо выстроить с мальчиком мужской тип отношений. Папа с рождения должен проводить с ребенком много времени, в его обязанности должно войти ежедневное купание новорожденного, организация игр, прогулки.

Взрослеющему сыну отец должен прививать правила, действующие в обществе, подавать пример правильного поведения в семье, социуме. Отношения между ними должны быть доверительными. Чрезмерная строгость при воспитании сына не нужна. Больше пользы приносят спокойные взаимоотношения без приказного тона, критики и нотаций.

Как себя вести папам, когда в семье родилась дочь?

При отсутствии отцовского воспитания у девочек отмечается невысокий уровень интеллектуального развития, отсутствие социальной активности. Чтобы выстроить прочные отношения на всю жизнь, отец должен знать, как дочку воспитывать с самого рождения:

  • участвовать в ежедневном уходе за новорожденной с самого рождения;
  • проявлять заботу;
  • хвалить;
  • объективные замечания делать корректно, не переходя на оскорбления;
  • в присутствии дочери не использовать бранных выражений;
  • уважительно относиться к женщинам.

Отец во многом отвечает за счастливое будущее своей дочери, именно благодаря ему у нее формируется представление о взаимоотношениях мужчины и женщины в семье.

Основные ошибки поведения и методы их исправления

Нельзя откупаться от детей игрушками и сладостями, компенсируя недостаток внимания из-за загруженности работой. Для многих взрослых главная цель в жизни это материальное благополучие, а малышу важнее общение с отцом, время, проведенное вместе. Иногда нужно расставить приоритеты в пользу ребенка, а не работы. У подрастающих детей расстраиваются отношения с родителями, если те им постоянно читают нотации, учат жить, критикуют, заставляют беспрекословно подчиняться. Негативно влияет на воспитание неправильное поведение отца в семье:

  • грубое отношение к жене;
  • неуважительные высказывания в сторону бабушек и дедушек;
  • грубая критика коллег по работе, соседей;
  • вредные привычки.

Дети, как губка, впитывают и хорошее, и плохое, поэтому грамотное воспитание предполагает наличие личного положительного примера отца.

Во-первых, он просто должен быть. Настоящий отец не сбежит трусливо от той, которая сообщит ему о своей беременности, не скажет ей: «ребенок – это твоя проблема, а я хочу наслаждаться жизнью». Он будет идти по жизни вместе с ребенком. Помните, как говорил цыган Будулай: «Я хочу со своим сыном вместе идти по нашей земле».

Настоящий отец обеспечивает детей не только кровом и пищей, но и возможностями для развития. Он - инициатор всяких затей. Даже тех, которые не одобряет мама. Временами и сам становясь большим ребенком, готовым весело и беззаботно проводить время, он подговаривает детей, чтобы они уговорили маму. Так на воскресенье планируется семейный поход в цирк.

Настоящий отец обязательно найдет время для своего ребенка, даже если сильно занят. Пусть это будут всего лишь 15 минут в день, но в течение этого времени папа будет полностью принадлежать только ему! Кроме этого, настоящий – обязательно пожелает спокойной ночи. Это не только жест правильного воспитания, но, прежде всего, знак ребенку, что папа его любит, помнит о нем, что он папе нужен!

Настоящий отец знает, когда помолчать, а когда говорить. В серьезном разговоре его слово – веское. А временами он рассказывает разные интересные истории, во время которых ребенку хочется доверчиво забраться к нему на колени и слушать, затаив дыхание. Ведь папа из любой ситуации может сделать маленькое приключение.

Настоящий отец умеет найти подход к своему ребенку. Не стесняется попросить помощи у своей ребятни. Умеет не только заплетать косички, но и смиренно терпит, когда прическу ему делает трехлетняя дочь. Берет на руки, пока ребенок маленький, носит на плечах. Не стесняется обнять и прижать к сердцу более старшего.

Настоящий отец всегда поможет вытащить мячик из крапивы соседскому мальчику и утереть детские слезы. Он серьезно относится к приходу деда Мороза и участию ребенка в детском утреннике. С удовольствием ходит с детьми гулять, его не надо об этом просить. А на улице вместе с ребенком разбивает лед в лужах ногой, ест мороженое или строит горку. Он согласен завести домашнее животное, но с условием…

Настоящий отец следит за собой: занимается спортом или ведет активный образ жизни. Он всегда побритый, если не носит усы. У него есть собственные интересы, он увлечен своим хобби, но с удовольствие делится эмоциями и впечатлениями с детьми, может немного и прихвастнуть, разрешает ему помогать. Он уважает старших, почитает своих родителей.

Настоящий отец любит свою жену, дарит ей цветы и оказывает внимание не только на 8 марта и день рождения, а просто так. Потому, что он знает, как важна мама для развития и воспитания ребенка. Спокойная и счастливая мама.

Конечно, он не идеальный. Он имеет свои слабости и временами становится управляемым своими таракашками. Но чего точно не делает настоящий отец, так не лежит круглосуточно на диване с пивом и пультом и не погружается с головой в виртуальный мир «Warfase», не реагируя ни на что из офф-лайна.

Настоящий отец тоже ходит на родительские собрания. Хотя бы иногда. Он интересуется не только тем, в каком уже по счету классе учится ребенок. Он интересуется его жизнью ежедневно. Настоящий отец говорит своему ребенку «Я тебя люблю». Говорит так, что ребенок ему верит.

10Июн

Каким должен быть отец?

Идеальный отец, какой он?

К настоящему отцу общество предъявляет множество требований. Он должен быть надеждой и опорой, воспитателем и другом, цензором и единомышленником в одном лице. Обязательно должен быть примером и человеком, на которого сын или дочь в будущем будут равняться.

Психологическая роль отца в семье:

Задумывались ли вы, что значит быть папой ? Как правильно вдохновлять ребенка на хорошие поступки, учить его уважать старших? На самом деле, отношения отца и ребенка - довольно сложный двусторонний процесс. В котором отцу отводятся главенствующие функции.

К сожалению, современным родителям, особенно отцам семейства приходится много работать. Они - добытчики и в первую очередь стремятся обеспечить семью хлебом насущным. На ребенка, увы, остается мало времени. При этом теряется эмоциональный контакт, который восполнить во взрослой жизни ребенка будет не так то просто.

Каким должен быть отец?

В природе не существует однозначных ответов, как не существует и единого требования к родителям. Но, опыт человечества в воспитании подрастающих поколений подсказывает, что существуют определенные функции. Давайте попробуем сформулировать задачи настоящего отца.

1. Умение защитить.

Ребенок должен быть уверен в том, что от крикливой соседки во дворе, бродячей собаки, пьяной компании его всегда сможет защитить отец. Уверенность в собственной неприкосновенности, уважении прав личности - важная составляющая духовного роста.

2. Умение признавать заслуги.

Еще одна из главнейших задач - вырастить человека, знающего себе цену. Отец должен формировать в ребенке ощущение «У меня все получится». Когда в человека верят, он действительно, способен на многое. Такие люди умеют в дальнейшем побеждать.

3. Наказание и поощрение

Строгий отец - всегда уважаем и детьми, и женой. Главное - иметь чувство меры и не перегибать палку ни в первом случае, ни во втором.

4. Обучение

Влияние отца на ребенка будет максимально эффективным, если отец собственным примером показывает, как надо чинить кран, ремонтировать велосипед. Общее дело не только сближает отца и ребенка, но и позволяет впитывать малышу определенные навыки. Чем больше отец уделяет внимания обучению, тем самостоятельнее тот будет в будущем.

Ошибки, которые допускают отцы в воспитании:

1. Мягкость, податливость

Отец, который не умеет справедливо и своевременно наказать, не вызывает уважения. Кроме того, ребенку он оказывает медвежью услугу - тот не сможет усвоить многие нормы морали, вырастет избалованным, эгоистичным.

2. Жесткость

Чрезмерная строгость - это обратная сторона мягкости. Слишком суровое наказание может сделать из ребенка грубого или равнодушного человека. Любые крайности в семье не приветствуются.

3. Навязчивость и контроль

Старайтесь давать малышу как можно больше свободы - у него всегда должна быть возможность проявить себя и не бояться при этом отзыва родителей. Кроме того, самостоятельность, возможность набивания собственных шишек дает незаменимый опыт.

Хотите понять, каким не должен быть отец? Поздравляю! Вы на правильном пути, если задались вопросами и беспокоитесь о будущем малыша. Осознание важности собственной роли уже говорит о том, что вы - прекрасный отец.

Категории: / / от

«ПАПЫ, БУДЬТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ!»

Время проведения : второй квартал (декабрь - февраль).

Форма проведения : детско-родительская гостиная.

Цель: повысить успешность социального развития ребенка на основе позитивной активности и взаимодействия с отцами.

Задачи: повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании собственных детей; повысить интерес и инициативу пап в подготовке и организации мероприятий «детско-родительской гостиной».

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Дискуссия и проведение запланированных мероприятий.
  3. Заключительный этап. Принятие решения.

Ход мероприятий.

1. Подготовительный этап.

  1. Анкетирование отцов (приложение А).
  2. Интервью о папе (с ребенком, мамой) и запись ответов на магнитофон (приложение Б).
  3. Разучивание с детьми стихотворений, песен, пословиц, поговорок о папе.
  4. Оформление выставки детских рисунков на тему «Мой папа»; подготовка картинок для конкурса «Что бы это значило?»; продуктов к конкурсу «Смак по-нашему»; индивидуальных приглашений на собрание (каждого папу необходимо пригласить лично).
  5. Обсуждение и оформление благодарностей папам от мам за помощь по хозяйству,

За отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате) и т.п.

6. Подготовка музыкального оформления собрания.

2. Организационный этап.

Собрание проходит в помещении группы или музыкальном зале.

Родители заходят в группу, рассматривают выставку детских работ, садятся на свои места;

Звучит спокойная музыка.

Вступительная часть.

Звучит песня «Папа может, папа может все, что угодно…» Ведущий собрания приветствует родителей, благодарит за присутствие.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть вас сегодня в стенах нашего дошкольного учреждения. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения с нами - педагогами и детьми.

Педагог сообщает тему, цель и программу собрания.

Ведущий : Прежде чем мы начнем наше собрание, давайте сначала познакомимся друг с другом поближе, чтобы нам в дальнейшем было легче обсуждать более сложные вопросы. Давайте поиграем!

Игра в имена.

Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, вегетарианка, голубоглазая.

Основной этап собрания .

1. Мини-дискуссия .

Ребенок (читает стихотворение).

Нежно тебя обнимаю за шею:

Счастье твоею дочкой родится!

Я сделаю больше, чем даже умею,

Лишь бы ты только мог мною гордиться .

Ведущий : Эти замечательные слова каждый малыш готов посвятить своему отцу. Сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой, как много нового можно узнать от него,

В какие веселые игры можно поиграть! Готовясь к сегодняшней встрече, мы взяли у ваших детей интервью, в котором попросили ответить их на вопросы о своих отцах. И сейчас мы предлагаем посмотреть видеозапись этого интервью.

(Следует помнить, что педагог обязан соблюдать педагогическую этику. Если ребенок негативно относится к отцу и, отвечая на вопрос, сообщил об этом, то данный ответ ребенка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и в индивидуальном порядке обсудить данную проблему с отцом.)

Ведущий: Вот какие замечательные папы у наших детей! Сколько всего удивительного они знают и умеют! А ведь действительно, роль отца в семье переоценить очень сложно.

Сообщение о роли отца в семье и его роли в воспитании детей.

Важное воздействие на развитие ребенка оказывает отец. Изучая значение мужчины в современной семье, специалисты выделяют ряд основных позиций:

  • Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.
  • Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих партнеров.
  • Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объем домашней работы.
  • Как родитель он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все отмеченные позиции тесно взаимосвязаны между собой и показывают влияние на развитие ребенка (прямо и косвенно). Таким образом, отец в семье дает определенный образец поведения, является источник уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Выделяются социальные и духовные потребности ребенка, на удовлетворение которых отец оказывает серьезное влияние: потребность в защите и любви, в авторитете, в образце мужского поведения.

Исследования также выявили взаимосвязь между формированием отдельных способностей детей (математических) и наличием в семье отца.

По мнению известного психолога Э. Фромма, отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребенку все время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после шести лет. В раннем возрасте глубже проявляется связь ребенка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, все большее значение для правильной полоролевой идентификации приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаше других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Не меньшее влияние оказывает отец на развитие девочки.

Ученые доказывают наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит детям. Правильный пример отца учит мальчиков быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями, отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования. Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное - не опоздать! Главное - с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Во время игр вы, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку ощущение уверенности и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, трудную пору отрочества и вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает понимание: мой папа все может, все умеет.

2. Деловая игра: « О чем бы вы поговорили?»

Предлагается ситуация: отец ведет из садика ребенка.

Ну, как дела? - спрашивает он с теплотой в голосе.

Хорошо, - односложно отвечает сын.

Что было на обед? - спрашивает отец.- Чем занимался? Как вел себя?

Вопрос родителям:

Как вы оцениваете эту беседу.

Верно ли отец повел разговор с ребенком?

О чем бы вы начали беседовать?

Есть ли у вас трудности в общении со своими малышами? Какие?

Чтобы ребенок раскрылся, нужно завоевать его доверие. Сын (дочь) должен(а) сам(а) заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие вопросы. Но это возможно в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите, что вас тронуло в прочитанной газете, книге.

Говорите с ребенком обо всем. Не думайте, что ваше дитя еще мало и ничего не поймет. Главное - он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому. Чаще спрашивайте, что нового, интересного произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? У тебя есть друг? Он хороший? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

3. Музыкальная пауза .

4. Решение педагогической ситуации .

Ведущий . Представьте себе ситуацию.

Отец кричит сыну: «Куда прешься весь в снегу? Мама только помыла пол… вернись, говорю!»

Сын обиделся. Он сам увидел лужи на чистом полу, но так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную бабу слепили во дворе.

Надо ли было так кричать на ребенка? (ОБСУЖДЕНИЕ.)

Возможный выход из ситуации. Один ребенок поймет свою ошибку, если взять его за руку, молча вывести из кухни. Чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому нужно спокойным голосом сделать замечание. Третьего поучите в шутливой форме. На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость. Антон Семенович Макаренко большое значение придавал авторитету родителей, он писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение - вот, что должно быть в семье. В воспитании должна быть мера. Чтобы ребенок был спокойным в детском саду (школе), надо дать ему возможность для разрядки энергии дома. Отец должен наказывать за непослушание, иначе формируется безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

5. « Вот он какой, мой любимый ребенок!»

Папам предлагается дать эпитеты своим детям.

А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее. Отцам предлагается подготовить рассказ о своем ребенке. В помощь могут быть предложены вопросы.

Вопросы для подготовки презентации рассказа о ребенке :

1. Растет ли ваш ребенок счастливым и здоровым?

2. Часто ли он смеется? Что его смешит?

3. Как часто он огорчается? Что расстраивает его больше всего?

4. Любит ли ваш ребенок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?

5. Много ли вопросов задает ваш ребенок?

6. Как поступает ваш ребенок, если у него что-то не получается?

7. Что он умеет делать очень хорошо?

8. Чего он не умеет делать, а на ваш взгляд, должен был бы уметь в его возрасте?

9. Бывают ли случаи, когда ваш ребенок говорит неправду?

10. Во что любит играть ваш ребенок? В игре ребенок отражает то, что видит в жизни, или его привлекают герои сказок, мультфильмов, фильмов для взрослых?

11. Как вы думаете, ваш ребенок любит вас? Что дает вам основания так думать?

Ведущий : Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребенка непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться с непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы, задачами. Но спросите любого малыша, и он обязательно ответит вам, что кто-кто, а уж папа точно все сумеет преодолеть.

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не только словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания.

Помните

Ведущий : гордость за своих отцов - это моральный фундамент для взлета личности ребенка.

Ведущий: Нашим мальчикам был задан еще один вопрос: Когда вырастешь, каким ты будешь папой? (Зачитываются варианты ответов детей.)

Дети читают стихотворение «Как я взрослым стану »

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну.

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать…

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать.

Кричать, по лужам бегать,

Спилить у стула ножки.

Не спать и не обедать

Скакать верхом на кошке,

Крутить в часах пружинку,

Пить воду из под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Проводится текст «Каковы мы, мужчины?»

6. Заключительный этап собрания.

Ведущий: Ну и вот подошло к концу наше собрание. Мы вас благодарим за то, что вы уделили нам внимание. Примерное решение родительского собрания:

  1. Принимать активное участие в воспитании своих детей.
  2. Продолжить сотрудничество родителей и педагогов по вопросу воспитания, обучения и развития детей.
  3. Организовать и провести совместно с детьми следующее мероприятия экскурсии, спортивные игры. И заканчиваем собрания такими словами: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие». (Д.Ж. Родари).

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ ПАП!

Уважаемые папы!

В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните)

  • Мудрый отец;
  • Глава семьи;
  • Отец-кормилец;
  • Настоящий отец;
  • Занятый отец;
  • Успешный отец;
  • Лидер в семье;
  • Доступный ребенку отец;
  • Пока несостоявшийся отец;
  • Терпеливый;
  • Строгий;
  • Импульсивный и невыдержанный;
  • Чуткий и заботливый;
  • Суровый отец;
  • Всегда находящийся на работе;
  • Отдаленный отец;
  • Дополните, если хотите.

2. С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?
3. В чем, по-Вашему, заключаются функции отца в семье?
4. Сформируйте, пожалуйста, воспитательные функции отца в семье?
5. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?
7. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем- либо?
8. Как часто Вы говорите своему ребенку: «Сейчас я занят, потом …» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).
9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
10. На Ваш взгляд, получаете ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть выполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ:

  • Нет;
  • Мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга;
  • Не приходилось задумываться над этим вопросом;
  • Дайте свой ответ

11. Как часто говорите ребенку: « Я тебя люблю», фразы, подчеркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?

  • Часто;
  • Иногда;
  • Редко;
  • Почти никогда.

12. Как часто Вы говорите ребенку о том, что нравится в нем (подчеркните)?

  • Часто;
  • Иногда;
  • Редко;
  • Почти никогда;

13. Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
14. Какие трудности в общении с детьми?
15. Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании
16. Если ли у Вас общие и любимые занятия с ребенком? Какие?
17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

Приложение 2.

Вопросы для интервью.

Интервью о папе с ребенком.

Ты любишь своего папу? За что?

Кто с тобой больше занимается в свободное время - папа или мама?

Чем занимаетесь в свободное время с папой?

Чем папа занят вечерами?

Если бы ты был(а) папой, чем бы ты помог(ла) маме дома?

Когда вы с папой вместе, о чем беседуете? Какие папа задает тебе вопросы? О чем ты его спрашиваешь?

Кем папа работает? Чем занимается на работе?

Тебя папа ругает? За что?

Какой твой папа? Добрый или строгий?

Что ты с папой любишь делать?

Когда ты вырастишь, каким будешь папой?

Интервью о папе с мамой:

Какой отец в семье?

Как воспринимается отцовская роль в семье (с благодарностью, поддержкой, критикой)?

Кто будет сына или дочь по утрам, собирает в садик?

На ваш взгляд, достаточно ли папа уделяет ребенку внимание?

Как часто занимается с ним интересным делом? Каким?

Учит ли ребенка полезным делом? Каким?

Показывает ли пример вредных привычек (курит ли при ребенке в комнате, сквернословит, встречается в шумной компании с друзьями)?

Помогает ли дома по хозяйству?

МБОУ «Барагашской СОШ», ДОУ «Брусничка»

с. Барагаш Шебалинского района Республики Алтай