Конспект занятия "Ёжик". Знакомьтесь -это ёж

МКДОУ Детский сад «Аленушка»

Конспект образовательной деятельности

в средней группе на тему: «Здравствуй, ёжик!»

Воспитатель: Шастина Н. А.

Задачи:

    Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки).

    Продолжать развивать у детей интерес к лепке из соленого теста.

    Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида.

    Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» у ежика.

    Развивать чувство формы и композиции.

    Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: презентация (фото) с изображением ёжика.

Материалы к занятию: соленое тесто, для «иголок» макароны или семечки на выбор (в тарелочках), горошины черного перца для глаз и носа, макет полянки для ежиков, доска для лепки, стакан с водой, кисточка, салфетки.

Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций с изображением ежа.

    Чтение стихотворений С. Маршака «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке».

    Отгадывание загадок о лесных животных.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку детям о еже:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Ёж)

Воспитатель:

Правильно, ежик!

Воспитатель достает спрятанного ежика.

Ежик:

- Здравствуйте, ребята!

Дети:

- Здравствуй, ежик!

Еж:

- Я пришел к вам в гости из леса, посмотреть, как вы тут живете, что делаете в садике.

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем ежику, что мы делаем в садике.

Дети: (ответы детей)

- играем, гуляем, рисуем, лепим и т.д…

Ёж:

Я вам ребятки, хочу тоже рассказать и показать, как живут ежи в природе. И принес для вас интересные картинки. Хотите посмотреть?

Дети и воспитатель:

Конечно, с удовольствием посмотрим!

Показ презентации: Фото ежей

Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании, повадках.

После последнего слайда ёжик загрустил и говорит, как ему понравилось у нас в детском саду, сколько замечательных ребяток, все дружат и вместе играют. А у него нет стольких друзей.

Воспитатель и дети предлагают слепить ему друзей из соленого теста.

Практическая работа детей (лепка из слоеного теста).

Перед работой проводится физкультминутка.

Физкультминутка. Ёжик

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (ладошками шуршим)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию ежа, внимательно рассматриваем форму туловища, головы, наличие носа, глаз, ушей, лап и иголок, какой формы, где расположены.

Приступаем к работе.

На столе лежат два кусочка теста: большое для туловища и маленькое для лап и ушей.

Берем тесто для туловища и придаем ему форму овала, затем с одной стороны вытягиваем острую мордочку ёжику. При помощи черного перца горошком, оформляем ежу мордочку – прикрепляем носик и два глаза.

Делаем лапы и уши, прикрепляем к туловищу при помощи воды и кисточки.

В заключении оформляем колючую шубку ёжика. И выполненную работу (ёжика) ставим на макет полянки.

Подводим итог.

Ёжик понравились друзья, которых слепили дети, хвалит их, ему очень понравились работы, сами дети, детский сад. Обязательно еще придет в гости.

Но ему пора домой в лес, прощаясь, оставляет детям корзинку с угощением!

Тихая сказка

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Вот семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек,
Еж - отец, ежиха - мать,
И ребенок - ежик.

Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.

Спит давно народ лесной,
Спит и зверь и птица,
Но во тьме, в тиши ночной,
Двум волкам не спится.

Вот идут на грабежи
Тихим шагом волки...
Услыхали их ежи,
Подняли иголки.

Стали круглыми, как мяч, -
Ни голов, ни ножек.
Говорят: - Головку спрячь,
Съежься, милый ежик!

Ежик съежился торчком
поднял сотню игол...
Завертелся волк волчком,
Заскулил, запрыгал.

Лапой - толк, зубами - щелк.
А куснуть боится.
Отошел, хромая, волк,
подошла волчица.

Вертит ежика она:
У него кругом спина.
Где же шея, брюхо,
Нос и оба уха?..

Принялась она катать
Шарик по дороге.
А ежи - отец и мать -
Колют волчьи ноги.

У ежихи и ежа
Иглы, как у елки, -
Огрызаясь и дрожа,
Отступают волки.

Шепчут ежику ежи:
- Ты не двигайся, лежи.
Мы волкам не верим,
Да и ты не верь им!

Так бы скоро не ушли
Восвояси волки,
Да послышался вдали
Выстрел из двустволки.

Пес залаял и замолк...
Говорит волчице волк:

Что-то мне неможется,
Мне бы тоже съежится,
Спрячу я, старуха,
Нос и хвост под брюхо!

А она ему в ответ:
- Брось пустые толки!
У меня с собою нет
Ни одной иголки!

Нас лесник возьмет живьем...
Лучше вовремя уйдем!
И ушли, поджав хвосты,
Волк с волчицею в кусты.

В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...

Использованная литература:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.

Программное содержание: Расширить у детей представления о жизни ежей в природных условиях: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Развивать интерес к окружающей среде
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материал: картинки про ежа, видеофильм «Лесные сказки», песня «Бедный ежик», еж, картонные елки, детские работы.
Предварительная работа: беседы, заучивание стихов, чтение рассказов про животных.
Ход занятия
I. — Ребята, я приглашаю вас в весенний лес.
— Пришла весна в лес и сразу принялась хозяйничать: с деревьев снежные шубки и шапки поснимала, пичужек лесных тёплыми лучиками приласкала, снега на опушках растопила. Побежали по лесу ручейки: звенят, торопятся, один другого перегоняют. Самый быстрый из них добежал до звериной норки и давай в дверь стучать: «Просыпайся, весна пришла!». Как вы думаете, кого мог разбудить ручеек? Почему?
— Кто живет в лесу?
-А это чьи следы? Посмотрим, кто прячется.
Загадка: Словно елка, весь в иголках.

Скачать конспект

Сам он круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это…
(находят ежа)
— Ребята, посмотрите ежик, он что-то хочет сказать нам. (СЛУШАЕТ В-ЛЬ) Он говорит, что потерялся в лесу и чтобы ему помочь, мы должны как можно больше интересного про него рассказать. Тогда его мама найдет. Поможем?
II. Вот и первое задание
1. Расскажите о внешнем виде ежа:
-какие иголки?
-какие глаза?
-какие лапки?
2. Расскажите, чем он питается?
Раскладывание картинок на две группы
3. Зарядка про ежа
Ежик топал по тропинке»
Слова действия
Жили-были серый еж
И его ежиха. Хлопки в ладоши.
Серый еж был очень тих, Потягивания – руки вверх с
Растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже. Потягивания – руки в стороны.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик. Приседание – плавное опускание
Рук в низ.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек, Ходьба на месте с размахиванием
Рук вдоль туловища.
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать Ходьба бодрая.
И ребенок-ежик. Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
С. Маршак. Ходьба на носочках.

4. Просмотр фильма
Вопросы:
-На кого похож еж?
-Кого он боится?
-Как ежи зимуют?
-Когда появляются ежата? Какие они?
5. Стихи про ежа
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.

Колючая встреча
Ёжик ёжится у ёлки:
Укололся об иголки,
Ёлка ёжится дрожа:
Укололась об ежа!

Что ж ты, Ёж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Невидимка
С ветки яблоко упало
И по саду побежало.
Побежало мимо Мурки,
Мимо Муркиных подруг,
Мимо Жучкиной конурки
И в траве исчезло вдруг.
Как же яблоко без ножек
Убежало?.. Вот вопрос!
Это Ёжик, серый Ёжик
На спине его унёс.
III. Раздается телефонный звонок. Воспитатель снимает трубку телефона:
- Алло!
— Здравствуйте! Это мама-ежиха. Мне сказала сорока, что мой ежонок у вас. Я очень волнуюсь. Верните его, пожалуйста, в лес.
— Не волнуйтесь, он в безопасности, мы ему помогаем найти свою семью.
— Видите, сколько проблем. Как вы думаете, хорошо ли забирать животных из леса?
— Верно, диких животных и птиц нельзя забирать в дом. Вне леса, им не может быть хорошо.
Можно взять зверька или птицу в дом, чтобы помочь, но, прежде всего, следует прочитать в книгах, чем его кормить, как за ним ухаживать. Иначе животное может
Погибнуть. Знак поставить в лесу.

Зайчика и ежика —
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Возвращают ежа в лес, музыка
Итог
-Что интересного про ежа вам запомнилось?
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

ВЫСТАВКА
-РАЗ НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ЕЖА В ГРУППЕ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫСТАВКУ И БУДЕМ ВСПОМИНАТЬ ПРО НАШЕГО ГОСТЯ
(самостоятельная работа детей)

  • Конспект занятия по изотерапии в подготовительной группе, «Осенние зарисовки»
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Конспект интегрированного занятия на тему "ЁЖ" по предмету "Азбука вежливости" и "Умелые ручки" для дошкольников 5-6 лет. Занятие прводится в сопровождении компьютерной презентации. Итогом занятия является индивидуальная поделка ёжика из пластилина.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по предмету

    «Азбука вежливости» и «Умелые ручки»

    Тема: «Еж»

    Программное содержание:

    • Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
    • Упражняться в звукоподражании.
    • Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
    • Развить навыки работы с пластилином (раскатывание, формование, сминание, присоединение частей).
    • Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

    Оборудование:

    • Компьютерная презентация о жизни ежей.
    • Мягкая игрушка Ёж.
    • Яблоки, вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
    • Пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки.

    Ход занятия:

    Педагог: Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

    Шубка – иголки,

    Свернется он – колкий,

    Рукой не возьмешь.

    Кто это? (Еж)

    Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни.

    (Показ мягкой игрушки Ёжик).

    Рассказ о жизни ежа.

    Педагог (от имени ежа): Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. (1 слайд)

    Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).

    А вы можете повторить?

    (Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

    Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. (2 слайд)

    А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)

    Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми.

    Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, (4 слайд)

    учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

    ??? Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки?

    (Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

    Педагог (от имени ежа): Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. (5-6 слайд)

    С наступлением темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу.

    Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас очень чуткий нос и очень хороший слух .

    И зрение у нас очень хорошее. Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

    ??? Почему нас называют ночными охотниками?

    (Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

    Педагог (от имени ежа): Когда у нас, ежей, выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы. (7 слайд)

    Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

    От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы ими и защищаемся, свернувшись в клубок. (8 слайд)

    Чуть опасность почувствуем, сразу нужно свернутся в клубок, зашипеть и затукать, как маленький мотоцикл.

    А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму мы спим, то и запасов нам не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам просто нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

    ??? Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

    (Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

    ??? Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит снами зимой?

    (Ответы детей). Правильно, медведь.

    Педагог (от имени ежа): Ребята, если вам доведется повстречаться с моим братом, ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.

    Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

    Если Ежик не пьет молоко,

    Значит, где-то в лесу далеко

    Под кустами, в гнезде из листочков,

    Есть у ежика сын или дочка.

    Значит, надо ежика взять

    И в лес отнести опять.

    (Ю.Щербаков)

    Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).

    Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

    Динамическая пауза «Путешествие в лес»

    Здравствуй лес, прекрасный лес , (широко развести руки в стороны)

    Полный сказок и чудес! (повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

    Кто в глуши твоей таится? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную Что за зверь? ладонь над бровями, поворачиваясь при этом

    Какая птица? влево и вправо)

    Ветер дует нам в лицо - (Руками машут себе на лицо)

    Закачалось деревцо. (Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

    Ветер тиши, тише, тише - (приседания, руки вперед)

    Деревцо все выше, выше. (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на

    Носки)

    Раз - присядка, (Присесть)

    Два - прыжок. (Подпрыгнуть)

    Это заячья зарядка. (Ладони на голову - "ушки на макушке")

    А лисята, как проснутся , (Кулаками протереть глаза)

    Любят долго потянуться. (Потягивание с отводом рук)

    Обязательно зевнуть , (Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

    Ну и хвостиком вильнуть . (Покачивание бедрами из стороны в сторону)

    А волчата - спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед)

    И легонечко подпрыгнуть . (Легкий прыжок вверх)

    А кому зарядки мало - (Развести руки в стороны ладонями вверх)

    Начинаем все сначала!

    Ежик вдруг начал зевать

    Не пора ли с ним играть?

    Игра «ВЕСЁЛОЕ БОЛОТО»

    Участвуют две команды по семь человек. Участники должны добраться до финиша, перепрыгивая с «кочки» на «кочку». Победителем считается тот, кто не попадёт в «болото».

    Кочки имитируются кружочками .

    (посадить детей обратно за столы)

    Педагог (от имени ежа): А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах. Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому яблочко (конфетки) подарю.

    Вопросы:

    1. Какими рождаются ежи?

    2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.

    3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?

    4. Чем питаются взрослые ежи?

    5. Почему ежей называют лесными охотниками?

    6. Как ежи зимуют?

    7. Назовите ежиных врагов?

    8. Какие звуки умеют издавать ежи?

    9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

    10. Любит ли ёж купаться? (нет ) Почему? (потому что они сразу разворачиваются и становятся беззащитными )

    11. Сколько цветовых оттенков различает ёж? (много, как человек )

    Расширять представления детей о еже воспитывать познавательный интерес к природе.

    Учить детей составлять описательный рассказ о животном по картинке, развивать речь через художественное слово.

    Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, что ему лучше в лесу.

    Обобщить знания детей о еже.Выявить где он обитает, чем питается как выглядит.

    Учить изображать ежика, развивать воображение, художественное творчество у детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Знакомьтесь- ёж!

    Задача: Познакомить с лесным обитателем –ёжиком.

    Цели:

    Расширять представления детей о еже воспитывать познавательный интерес к природе.

    Учить детей составлять описательный рассказ о животном по картинке, развивать речь через художественное слово.

    Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, что ему лучше в лесу.

    Обобщить знания детей о еже.Выявить где он обитает, чем питается как выглядит.

    Учить изображать ежика, развивать воображение, художественное творчество у детей.

    Материал к занятию; картинки с изображением ёжика, игрушка ёжик, цветные карандаши альбомы на каждого ребёнка для рисования.

    Ход занятия:

    Здравствуйте дети, сегодня мы поговорим с вами об одном из представителе обитающем в нашем лесу я прочитаю вам небольшой стишок о нем а вы попробуете угадать о ком идет речь?

    Этот – серенький клубок.
    Прибежал, не видно ног.
    Убери иголочки,
    Колкий, словно ёлочка
    Ты как дедушка репей!
    Дай, поглажу, поскорей.
    Испугался, запыхтел.
    Я же поиграть хотел…

    Воспитатель: Ну и кто же это ребята? Дети(отвечают) Это ёжик! Правильно угадали. (показывает картинки с изображением ёжика)Посмотрите на этого лесного обитателя. В природе дикие ежи живут в лесах, пустынях, степях, парках. Они роют себе норки под корнями деревьев или в кустах, а также селятся в брошенных норах грызунов.

    Воспитатель:А скажите мне пожалуйста в какое время чаще всего можно увидеть ёжика? Кто знает? (Слушаются ответы детей)

    Воспитатель:Днём увидеть ежика очень трудно он спит под кустом или листвой, а вот обед у колючего жителя в основном ночью. В еде ёжики не привередливы их рационом служат лягушки, мышки, также они питаются желудями и ягодками, а иногда не брезгают и яйцами птичек.А скажите мне пожалуйста ребята что по вашему мнению является главным спасением для ежика?(Слушаются ответы детей)

    Воспитатель:Правильно ребята –иголки! При встрече с лесным зверем, будь то волк или куница, еж подпрыгивает, чтобы напугать врага и уколоть его! А вот как кое стихотворение о ежах написал Корней Чуковский

    «Ёжики смеются»)

    У канавки две козявки продают ежам булавки

    А ежи –то хохотать в сё не могут перестать

    «Эх вы глупые козявки! Нам не надобны булавки:

    Мы булавками сами утыканы!»

    Воспитатель: Ну что ребята понравилось вам стихотворение? Конечно иголочки помогают ежу спастись от врагов, но не всегда! Дело в том дети что ёжик не очень любит водичку, поэтому днем его враг –лиса, которая может скатить его в воду, ведь в воде ежик раскрывается и усиленно плывет к берегу где его уже поджидает хитрая лисичка. В сказках ёжики часто изображаются несущими на иголочках яблочко или гриб? А как вы думаете, делает ли ежик запасы на зиму?(слушает ответы детей) Это ошибочное представление ежик не делает запасов на зиму.ёжик усиленно питается накапливая жир на зиму, а зимой он впадает в спячку в своей норке и спит до весны.

    Сейчас я прочитаю вам одну поучительную историю о мальчике Коли.

    Однажды мальчик Коля нашел в лесу ёжика и принёс его домой.Ёжик просидел под кроватью весь день, а ночью вылез и стал бегать по всей квартире, топая своими маленькими ножками. Топал и возился он так, что вся семья не могла ночью спать спокойно. Ну и досталось потом Коле от родителей.Все дружно требовали, чтобы Коля отнес ежа обратно в лес. Придя в лес, мальчик с сожалением отпустил ежика в траву, тот сильно засопел, посмотрел на Колю, как бы прощаясь, и скрылся.

    Не будем осуждать мальчика, ведь он подумал, что ёжику будет лучше у него дома, На самом деле все не просто так.Конечно за один день ёжику не стало бы плохо, но для него родной дом –это лес.А человеческое жильё ему неуютно. Да и прокормить в неволе ежа совсем не просто. Ведь в природе он питается насекомыми и к тому же очень прожорлив. Дело в том, что ежу нужно накопить к осени много жира, чтобы потом всю зиму спать, Съесть столько, сколько ему нужно он может в природе. Тот ёжик.который провёл лето в неволе, останется худым и долгой зимы не выдержит он может умереть.Так что лучше никаких диких животных дома держать не нужно. От наших «забот» они чаще всего плохо себя чувствуют и могут даже погибнуть. Понравился вам рассказ? Поучителен он для вас?(слушаются ответы детей)

    Ребята к нам в гости пришёл ёжик.

    Я очень рад, что вы сделали правильные выводы из рассказа и будете бережно относиться к обитателям леса ежам. Давайте поиграем, повторяйте за мной.

    Физкультминутка

    Еж спешил к себе домой, нес запасы он с собой.

    Через кочки еж скакал, быстро по лесу бежал.

    Вдруг он сел и изменился –в шарик круглый превратился.

    А потом опять вскочил и к детишкам поспешил.

    А теперь давайте возьмём альбомы и карандаши и каждый сможет изобразить ёжика каким он себе его представляет. В природе дикие ежи живут в лесах, пустынях, степях, окультуренных ландшафтах и даже городах. Они роют себе норки под корнями деревьев или в кустах, а также селятся в брошенных норах грызунов. Дети продолжают рисовать под композицию из цикла «Времена года»

    Заключительная часть:

    Воспитатель (просматривает выполненные работы детей обсуждает работы вместе с детьми) Итак мы сегодня побывали с вами в лесу и познакомились с одним из его обитателей –ёжиком, узнали как он выглядит, чем питается. Теперь мы знаем как нужно обращаться с ёжиком при встрече с ним.Выводы.


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
    по художественно – эстетическому развитию воспитанников №20 «Подснежник»
    городского округа Рефтинский

    Конспект
    познавательно – речевого занятия для детей первой младшей группы
    в игровой деятельности с песком
    «Ёжик».

    Составитель:
    Воспитатель I квалификационной категории
    Новикова Елена Алексеевна

    Тип занятия: интегрированное.
    Вид занятия: познавательно - речевое
    Программное содержание:
    Цель: Развивать речь детей и расширять их представления об окружающем мире в процессе игровой деятельности.
    Задачи:
    Образовательные:
    формировать представления детей о свойствах песка (сухой, мокрый)
    формировать навыки экспериментирования с песком;
    обогащать тактильный опыт детей;
    активизировать словарь детей
    Развивающие:
    формировать у детей познавательный интерес к природе;
    развивать культурно-личностные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками;
    развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
    побуждать детей экспериментировать;
    Воспитывающие:
    воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
    воспитывать аккуратность;
    вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

    Дидактическое обеспечение занятия:
    -игрушки: ежик, лиса, медведь;
    - песочница,
    - сухой песок,
    - кинетический песок
    - формочки, совочки,
    - счётные палочки,
    - запись с голосами птиц.
    - леечка с водой
    Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
    Приемы:
    - Тактильно-мышечные;
    - Единый сюжет в соответствии с темой занятия;
    - Разнообразные формы организации заданий.
    Предварительная работа: игры с песком, разучивание русских народных потешек, стихов, разучивание песенки «Маленький ёжик», просмотр и обсуждение презентаций, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, дидактические игры.
    Последовательность
    Деятельность педагога
    Деятельность детей
    Планируемый результат

    Мотивация на совместную деятельность

    Актуализация знаний детей

    Организует детей, концентрирует внимание; включает детей в образовательную деятельность.
    Ребята, смотрите, что это? Верно коробка, это не простая коробка – это нам прислали посылку. Вам интересно узнать, что там? Да, и мне тоже не терпится. Давайте откроем и посмотрим, что там (открывают коробку).
    Как называются эти предметы? (Яблоко, гриб, картинка половинки ежа)
    «Вместо шубки лишь иголки.
    Не страшны ему и волки.
    Колкий шар, не видно ножек,
    Звать его конечно... (Ежик)»

    Дети отвечают на вопросы педагога; договаривают; перечисляют, сосредотачивают внимание, отгадывают загадку, называют предметы

    Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.
    Создание хорошего настроения
    Включение в образовательную деятельность

    Игровая ситуация, побуждающая интерес
    детей к новому знанию

    Включение детей в целеполагание
    Организует диалог
    Запись «голоса птиц».
    Вы слышите, птички в лес нас приглашают, на полянку созывают.
    Ставит цель
    Как вы думаете, ребята, может быть ёжику нужна помощь и это он нам прислал посылку. Хватит у нас с вами сил, чтобы помочь ему, тогда в путь
    Слушают, выражают собственные мысли

    Проявление готовности к совместной деятельности;

    Проявление интереса к предстоящей деятельности.


    Подвижная игра
    Приглашает детей поиграть


    Создание хорошего настроения.
    Получение заряда бодрости.

    Проблемный вопрос
    Задает вопросы стимулирующие процесс мышления; создает проблемную ситуацию; вовлекает к совместной деятельности.
    Кто-то нас встречает? Кто это? Шли по лесу не спеша и увидели ежа.
    Кто здесь живет? А как нам познакомиться с ёжиком? Верно. Давайте поздороваемся с ёжиком: «Здравствуй, ёжик!» И спросим: «Можно к тебе зайти в гости?».
    Высказывают предположения, обосновывают ответ.
    Умение вступать в диалог.
    Совершенствование навыков позитивной коммуникации.

    Включение детей в исследовательскую деятельность
    - А теперь поздороваемся с песочком. Вы ладошки положите и песочек ощутите. Он сухой или мокрый (сухой). Мягкий или твёрдый? (мягкий). Оттряхните ладошки. Вот так!
    - Посмотрите, какие у ёжика колючки? (ёжик какой?)
    Ежик, ёжик, мы друзья.
    Дай погладить нам тебя.
    Ой, какой колючий!
    Что ж ты ёж, такой колючий?
    «Это он на всякий случай. Знаете кто его соседи? Лисы, да медведи».
    Высказывания, рассуждения детей, участвуют в групповых действиях, делятся впечатлениями,

    Закрепление знаний о свойствах песка: сухой, прохладный, сыпучий, приятный, мягкий.
    Закрепление понятий: «сухое - мокрое», «мягкий-твёрдый», «колючий».

    Пальчиковая гимнастика
    Знакомит детей с игрой, дает инструкцию; стимулирует детей к решению проблемы; Способствовать снятию мышечного напряжения. Создать условия для хорошего настроения. Учить детей получать удовольствие от игры.
    - Ребята хотите научить ёжика различать следы его соседей на песке. Смотри ёжик, как зайка делает свои следы. Прыг-скок. Покажите один пальчик. Глубоко его засуньте в песок. Выпрыгнул пальчик, как зайчик. И у Саши, и у Тани пальчики глубоко ушли в песок. И так же легко прыгают. Видишь, Ёжик, какие следы у Зайки.
    - Чтобы было заметно какой след оставит лисичка, я песочек выровняю. Вот Лиса Патрикеевна идёт, хвостиком виляет, свой след на песке оставляет. Смотрите, я опять одним пальчиком провожу по песочку. То в одну сторону, то в другую. Попробуйте и вы, как ходит лисичка. А ты, Ёжик видишь, какой след оставляет Лиса Патрикеевна.
    - Опять выравниваю песочек, чтобы узнать какой след оставит на песке мишка косолапый. Крепко-крепко сожмите кулачки. Топ-топ, топ-топ мишка по лесу идёт. И вы как мишки походите по песочку. Видишь, Ёжик, какой след оставляет Мишка.
    - А ты, Ёжик знаешь, какой след сам оставляешь? Возьмите у меня мячики. Похожи мячики на Ёжика. У них тоже есть такие колючки. Кладите мячики на песок. Ладошкой крепко придавите, а потом вперёд катите. То вперёд, то назад. Посмотри, Ёжик! Вот такой след остаётся на песке после от твоих колючек. Теперь он знает у кого, какой след, и вовремя сможет спрятаться, чтоб его звери лесные не поймали».
    Действуют по образцу.
    Слушают и выполняют инструкцию в игре.
    Совершенствование координации движений, мелкой моторики. Ориентация на плоскости. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

    Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
    Подвижная игра
    Ой, что-то Ёжик мне шепчет. Он предлагает нам с ним поиграть. Скорее выходите на полянку. Хотите сейчас превратиться в маленьких ежат? Теперь вы маленькие ежата, а не девочки и мальчики. Ежата будут гулять по лесу, но как только встретят лису или медведя, согнутся в клубочек и выставят свои иголочки-колючки. Ёжики гуляют прямо по полянке. А в лесу то жарко, солнце светит ярко. Птички щебечут, песни распевают. А тут, откуда ни возьмись, лиса идёт, ёжиков ищет. Скорее ёжики прячьтесь. Согнулся ёжик, иголки выставил и фырчит на лису ф-ф-ф. Испугалась лиса острых колючек и убежала. Опять ёжики гуляют. А тут медведь. Ого, где тут ёжики? А ёжик опять в клубок согнулся и фырчит. И медведь ни с чем ушёл. Были вы ежата, а теперь снова девочки и мальчики.
    Деи играют, повторяют или закрепляют движения, демонстрируют физическую активность, берут на себя роль
    Создание хорошего настроения.
    Получение заряда бодрости.

    Продуктивная деятельность

    Вовлекает детей в творческую деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы;
    Что же, Ёжик, опять загрустил? С нами ему весело и хорошо? А он ведь совсем один. Нет у него друзей. Что нам делать? Как помочь ёжику?» У нас же есть песок. Сможем мы ёжику слепить друзей из песка: ёжиков? Хотите проверить?
    Способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
    Подойдём к песку. Из сухого песка можно лепить? Как же нам быть, что можно сделать, чтобы из песка слепить? Ой, что это нам показывает ежик? А что будет, если намочить песок водой? Какой стал песок (мокрый)?
    Да, ребята из мокрого песка можно лепить? А ещё у меня есть волшебный песок, потрогайте его. Он какой? Верно, сухой, а лепится, а давайте из него слепим ёжиков? Как слепить из песка Ёжиков? Беру форму и совочек, насыпаю в неё песок до самого края. Затем немного постучу, чтобы весь песок плотно засыпался. Потом переворачиваю форму, опять по ней стучу совком и снимаю. Какие замечательные получаются у вас ежата. Что-то не хватает у наших ежей (иголок). Из чего же нам их сделать? Посмотрим, что у нас есть. Цветные палочки. Выберите любого цвета палочки. Вот из них мы и сделаем колючки нашему ёжику. Какого цвета иголки у Катиного Ёжика
    Вот теперь ёжик и у тебя есть много друзей. Тебе есть с кем играть. А нам пора прощаться. До свиданья, Ёжик. Мы к тебе ещё придём!
    Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; участвуют в эксперименте; наблюдает за преобразованием предмета; выражает собственное суждение; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свою работу; проявляют самостоятельность; осваивают свойства материала (песка), действуют с материалом по образцу, делают выбор, подбирают предметы по цвету.

    Проведение опыта.
    Проявляет творческую активность в процессе деятельности.
    Умение подбирать необходимые материалы для работы.
    Умение делать логический вывод.
    Умение следовать правилам.
    Проявляет познавательный интерес.

    Подвижная игра

    Приглашает детей поиграть
    Зашагали ножки: топ, топ, топ.
    Прямо по дорожке: топ, топ, топ.
    Ну-ка веселее: топ, топ, топ.
    Вот как мы умеем: топ, топ, топ.
    Деи играют, повторяют или закрепляют движения, демонстрируют физическую активность.
    Создание хорошего настроения.
    Получение заряда бодрости.

    Итог творческой деятельности.
    Вам понравилось наше путешествие. У кого мы были в гостях? Почему Ёжик был грустный? Вы такие умнички, помогли ёжику, слепили ему друзей. Теперь он не один. Ему теперь есть с кем играть?
    Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе;
    Умение оценивать результат своей деятельности;
    Умение выражать чувства;
    Умение делать выводы.

    Heading 1 Heading 2 Heading 3 Heading 4 Heading 5 Heading 6 Heading 7 Heading 8 Heading 9Default Paragraph FontTable Normal
    No ListHeading 1 CharHeading 2 CharHeading 3 CharHeading 4 CharHeading 5 CharHeading 6 CharHeading 7 CharHeading 8 CharHeading 9 Char Title Char
    Subtitle Char No SpacingList Paragraph Quote Char
    Intense QuoteIntense Quote Char


    Приложенные файлы