Цель культурно гигиенических навыков в подготовительной группе. Дидактические игры «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.

Суть КГН в подготовительной группе

Поскольку воспитание КГН - процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:

  • навыки, связанные с поведением за столом;
  • одевание-раздевание;
  • водные процедуры;
  • содержание в порядке личных вещей и спального места.

Это интересно. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом

Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет

Манеры за столом Одевание-раздевание Уход за вещами и постелью Водные процедуры
Первый квартал (первая четверть)
  • отрабатывать навык пользования вилкой;
  • кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку;
  • учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов;
  • тренироваться намазывать масло на кусок хлеба.
  • отрабатывать умение расстёгивать и застёгивать разные типы застёжек (кнопки, молнии, крючки, пуговицы);
  • продолжать отработку навыка аккуратно снимать одежду, развешивать её в шкафу;
  • тренировать навык надевать и снимать одежду без помощи взрослых.
  • совершенствовать навык намыливания рук;
  • учиться хорошо вымывать остатки мыла водой;
  • тренироваться вытирать ручки и лицо насухо, используя полотенце;
  • продолжать работу по воспитанию привычки использовать тканевый или бумажный носовой платок.

Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки».

Второй квартал
  • отрабатывать умение держать нож в вилку в правой и левой руках соответственно;
  • тренировать навык использования салфетки.

В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах.

Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами.
Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу - кукле Чистюле.
  • учиться чистить и просушивать обувь;
  • учиться пришивать пуговицы на место тех, что оторвались;
  • привлекать воспитанников к смене постельного белья (расправлять чистое бельё, застилать кровать покрывалом).
Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках.
Третья четверть Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков).
  • отрабатывать навык выворачивать налицо одежду, которую малыш перед сном снимает;
  • закреплять навык аккуратно ставить обувь на полочку.
  • прививать навык деликатного напоминания товарищам об огрехах во внешнем виде;
  • учиться зашивать одежду, порвавшуюся по шву.
  • продолжать воспитывать навык поведения гигиенических процедур после посещения туалета и по надобности;
  • учиться следовать очерёдности в комнате гигиены.
Четвёртый квартал Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после.
  • совершенствовать навык быстро снимать одежду и надевать;
  • стимулировать навык помощи товарищам застёгивать пуговицы, расправлять воротники (в этом может помочь игра «Скажи, если не так»: дети в парах смотрят друг на друга 1–2 минуты, а затем перечисляют все неполадки во внешнем виде).
  • продолжать совершенствование навыка устранения недостатков во внешнем виде (пришивать пуговицы, петли);
  • учиться следовать порядку при заправке кровати;
  • стимулировать активное участие в смене постельного белья.
Формировать привычку содержать тело в чистоте.

Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе

В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия - наглядность, игры, практика - применяются ничуть не менее активно.

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов

Беседа

Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Объяснение

В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».

Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.

Загадки

Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей - каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой - настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.

К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

  • Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло);
  • Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода);
  • Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей

Чтение, стихотворения

Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.

Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:

  • У Сергея нет терпенья,
    Он руками ест варенье.
    Слиплись пальцы у Серёжи,
    Приросла рубаха к коже.
    Ног от пола не отнять,
    Рук от ног не оторвать.
    Слиплись локти и колени,
    Уши склеило варенье.
    Раздаётся жалкий всхлип –
    Сам к себе Сергей прилип.

После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме

Наглядность

Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:

  • картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться);
  • атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены - твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр., чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки);
  • демонстрация (любой навык - пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом);
  • показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).

Игры

Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:


Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.

Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе

Название (оборудование) Цели Ход игры
«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов).
  • закреплять алгоритм одевания под конкретный сезон;
  • развивать логическое мышление, память.
Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду.
«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур).
  • обобщить знания ребят о ЗОЖ;
  • развивать монологическую речь.
Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры.
«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены). Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены. Водящий вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать).
Ещё один вариант игры: педагог просит назвать все средства для ухода за телом (лицом, волосами).

Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл

Практические приёмы

Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:

  • экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом);
  • творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.

Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер

Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет

При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно .

Что касается структуры картотеки, то, опираясь на свой опыт, могу сказать: её удобно организовывать по образцу перспективного плана - поквартально. При этом подходящие приёмы для работы педагог выбирает согласно тематике конкретного учебного дня.

Это интересно. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.). Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.

В играх по воспитанию КГН дети обогащают свой личный опыт, совершенствуя навыки

Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет

Временной промежуток Темы Методические приёмы
Первая четверть «Как кушать вкусно»;
  • беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»;
  • чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
«Я сам»
  • беседа «Каждой вещи - своё место»;
  • чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам»;
  • дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».
«Вода, мыло, полотенце»
  • чтение: И. Ищук «Мои ладошки»;
  • дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо мыть руки и умываться».
«Укладываем кроватку спать»
  • дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».
Вторая четверть «На приёме у короля»
  • беседа «Культура поведения вовремя еды»
«Каждой вещи своё место»
  • беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».
«Чистота»
  • беседа «Как заботиться о своей одежде»;
  • чтение: Д. Крупская «Чистота».
«Не хотим мы быть чумазыми»
  • игра-драматизация по произве­дению А. Барто, П. Барто «Девоч­ка чумазая».
Третья четверть «Поведение за столом»
  • беседа «Культура еды - серьёзное дело».
«Почему важно одеваться самому»
  • чтение: М. Зощенко «Глупая история».
«Любим купаться»
  • чтение: Е. Винокуров «Купание детей».
«Зачем нужна гигиена»
  • беседа «Чистота - залог здоровья»;
  • дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»;
  • продуктивная деятельность: шитье кукольного белья.
Четвёртая четверть «Культура поведения за столом в общественных местах и дома»
  • чтение: О. Григорьев «Варенье»;
  • сюжетно-ролевая игра «Кафе».
«Письмо от Неумейки»
  • чтение: Я. Аким «Неумейка».
«Нам не всё равно!»
  • чтение: Т. Кожомбердиев «Всё равно».
«Борьба с оторванными пуговицами»
  • показ;
  • продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

Воспитание КГН происходит систематически весь учебный год

Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:

В подготовительной группе детского сада воспитание КГН носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее. Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами. Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий по КГН.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.

Цели формирования КГН в дошкольном учреждении

Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе в течение дня.

Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания

С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения правил гигиены? С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.

Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились - благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом - основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС

Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:

  1. Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
  2. Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
  3. Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
  4. Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
  5. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
  6. Четкое соблюдение режима дня.

Объем КГН в старшей группе по ФГОС

Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:

  • освоить понятие активной социальной жизненной позиции;
  • дружбы;
  • уважения к старшим;
  • правила игр в коллективе сверстников;
  • различать хорошее и плохое поведение;
  • закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
  • учиться культуре общения;
  • следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться), одежды, аккуратности прически;
  • закрепить навык переодевания;
  • формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, ;
  • пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.

КГН?

В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.

Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями

Картотека дидактических игр, направленных на развитие КГН, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. Это методическое пособие содержит лаконичные, структурированные в зависимости от цели и вида деятельности задания. Ниже предлагаем воспитателям взять на заметку несколько интересных игр, направленных на усвоение гигиенических навыков и культуры поведения в старшей группе.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности.

Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

Настольная игра «Подбери пару»

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни.

Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

Как составить картотеку для старшей группы?

Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:

  1. Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
  2. Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
  3. Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
  4. Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
  5. Подготовить материал к проведению деятельности.
  6. Провести игровое занятие согласно плану.
  7. Оценить результат проведенной работы.

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.

Галина Лахина
Планирование занятий по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Культурно- гигиенические навыки в подготовительной к школе группе

Одевание-раздевание

Умывание

Сентябрь

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.

Есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Беседа :

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Дидактическое упражнение

Совершенствовать навыки умывания

Чтение : «Мои ладошки » И. Ищук

Закреплять умение заправлять кровать

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек котлеты (мяса, сосиски.

Беседа : «Вспомним, как надо правильно кушать»

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Продолжать совершенствовать навыки умывания : намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем.

Дидактическое упражнение : «Расскажем малышам, как надо умываться»

Продолжить работу по закреплению умения заправлять кровать : поправлять простынь, накрывать покрывалом.

Дидактическое упражнение «Кто лучше умеет заправлять постель»

Следить за правильной посадкой детей во время приема пищи (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол)

Дидактическая игра : «Обед у короля»

Закрепить умение пользоваться разными видами застежек.

Чтение : «Галоши» И. Бурсов

Продолжать совершенствовать навыки умывания : намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем. Своевременно пользоваться носовым платком.

Приучать детей держать в порядке свою обувь. Не стаптывать задник. Уметь шнуровать ботинки.

Дидактическая игра : «Шнуровка»

Показ, напоминание, указание.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Есть закрытым ртом, пережевывая пищу бесшумно.

Чтение : «Королевство столовых приборов» Н. Литвинова

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

Беседа : «Каждой вещи свое место»

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.

Чтение : «Купание детей » Е. Винокуров

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать свою обувь.

Чтение : «Чистота» Д. Крупская

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем

Беседа : «Культура еды – серьезное дело»

Правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать одежду на стуле перед сном.

Беседа : «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнат.

Пользоваться только своим полотенцем.

Закреплять умение пришивать оторванные пуговицы. Учить пришивать оторвавшиеся петли.

Беседа : «Как заботиться о своей одежде»

Закреплять умение е есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке.

Чтение : «Варенье» О. Григорьева

Закреплять способность и умение детей поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

Сюжетно-ролевая игра : «Я и мама две хозяйки»

Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.

Беседа : «Познакомьтесь – мистер микроб»

Принимать участие в смене постельного белья : расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке.

Беседа : «Чистота – залог здоровья»

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды.

Сюжетно-ролевая игра : «Кафе»

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь.

Чтение : «Глупая история» М. Зощенко

Продолжать закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями.

Чтение : «Купание детей » Е. Винокуров

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.

Дидактическое упражнение : «Как помочь товарищу»

Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами. Есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из рук в руку,

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать одежду в шкафу и складывать на стуле.

Чтение : «Все сам» С. Михалкова

Закреплять и совершенствовать полученные навыки . Воспитывать привычку следить за чистотой тела

Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Продуктивная деятельность : шитье кукольного белья.

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды. Держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.

Помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т. д.

Чтение : «Неумейка» Я. Аким

Воспитывать привычку следить за чистотой тела. Закреплять и совершенствовать полученные навыки .

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья.

Продуктивная деятельность : починка кукольной одежды

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду.

Подготовила: воспитатель МДОУ №7

« Лужок» с. Первомайское

Томчик Г.И.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи :

  • учить самостоятельно, умываться;
  • пользоваться туалетом;
  • воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
  • активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
  • формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
«Будем умываться» ,- говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.

Правильная организация умывания - это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.
Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач : формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.

Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

  • Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
  • Водичка, водичка умой мое личико,…
  • Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
  • Что поставят, то и кушай.
  • Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Ешь больше, проживешь дольше.
  • Мило не мыло, а беленькое личико.

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Критерии опрятной еды включают умение:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки
  2. Закатать рукава;
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  7. Надеть в обратной последовательности.
  8. Учим пользоваться носовым платком
  9. Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

Обращать внимание на чистоту носового платка.

  1. Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

Исключить возможность пользования чужой расческой.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

  • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Одним из ведущих приемов , который используется, является прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА:

Всегда мыть руки с мылом, причесываться

Кушать мытые овощи и фрукты;

Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;

Мыть игрушки после прогулки;

Вытирать ноги, переобуваться;

Делать зарядку;

Не есть на улице;

Мыть посуду после еды;

Мыть руки после игры с животными.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.


Пояснительная записка.

1. Постановка проблемы: воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах; соблюдению правил этикета; необходимость помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, полноценную жизнь. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

2. Цель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста в повседневной жизни, в детском саду и в семье.

3. Задачи: А) способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены; Б) познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков; В) приучать детей следить за своим внешним видом; Г) формировать правила поведения за столом; Д) создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни, в детском саду и дома; Е) укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

4. Тип проекта: долгосрочный.

5. Вид проекта: опытно-экспериментальный.

6. Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, родители.

7. Ожидаемые результаты:

А) дети должны: - освоить алгоритм выполнения культурно-гигиенических навыков;

Следить за своим внешним видом;

Правильно вести себя за столом;

Самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни, в детском саду и дома.

Б) Для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

Укрепление связей между детским садом и семьей;

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

В) Для воспитателей:

Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;

Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью;

Улучшение отношений между детьми;

Укрепление связи с родителями.

8. Этапы проекта:

А) Информационно-аналитический этап:

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста через наблюдение, беседы;



Составление плана работы;

Разработка содержания проекта;

Создание творческой группы воспитателей;

Изучение литературы.

Б) Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;

Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;

Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;

Блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.

В) Заключительная часть:

Подведение итогов работы над проектом;

Анкетирование родителей и опрос детей;

Презентация проекта.

9.А)Средства, формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Анкетирование родителей.

Дидактические игры и упражнения.

Художественное слово.

Чтение художественной литературы.

Праздники и развлечения, беседы.

Работа с родителями.

Б) Перспективный план.

АЛГОРИТМ ОДЕВАНИЯ ПОСЛЕ СНА

Майка: лежит на одежде, спинкой кверху. Ребенок, не снимая майки со стула, просовывает руки снизу в рукава и одевает на голову.

Рубашка: лежит после майки, спинкой кверху. У нее расстегнуты не все пуговицы, а только две верхние. Ребёнок надевает не снимая рубашки со стула, наклоняясь и просовывая голову в ворот, затем поочередно рукава (ребенок стоит за спинкой стула как в первом, так и во втором случае).

Шорты: Лежат также, задняя часть кверху. Берет, садится на стул и не пе-реворачивая надевает.

Носки и обувь: Сидя на стуле, наклоняется и берег носки. Собирает носок до мыска, просовывает носок ноги и натягивает дальше на пятку до конца. Затем другой носок. Потом достает из-под стула обувь парой, ставит перед собой. Вталкивает поочередно ноги. Застегивает.

Примечания: Воспитатель при затруднениях ребенка направляет его действия, помогает застегнуть трудную обувь, помогает попасть в рукав и т. д. Если ребенок вешает платье, майку подолом на сиденье стула, то стоит перед стулом при одевании, если наоборот, то за спинкой стула.



Приложение 2.

Физкультминутка.

Воспитатель . Теперь послушайте рассказ В. Драгунского «Шиворот-навыворот». (Читает) Скажите, почему он так называется? (Так быть не может, чтобы дети воспитывали взрослых; взрослые больше знают; с мамой спорить нельзя, ее нужно слушаться.) Какое замечание мальчик сделал маме? (Мальчик ей сказал, что нужно есть хлеб, потому что в нем сила). Кому еще мальчик сделал замечания? (Папе он сказал, чтобы тот чище мыл руки и постриг ногти; бабушке сказал, чтобы она играла в хоккей). Что еще придумал мальчик? (Что он никого не возьмет с собой в кино) Вам понравился этот рассказ? Он веселый или грустный? (Рассказ веселый, но поучительный)

А теперь давайте накроем стол для наших гостей, которые все это время тихонько сидели в игровом уголке. Это кукла Маша и Мишутка. Они хотят научиться правильно накрывать на стол. Не правда ли друзья?

Приложение 3.

МОЙДОДЫР

Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка - в печку! Я за книжку, Та - бежать И вприпрыжку Под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня. Боже, боже, Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом? Утюги за сапогами, И котята, и утята, И жучки, и паучки. Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут - Прямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут!» Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара-барас И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать: «Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как оса. А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил. Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, - И в ванне, и в бане, Всегда и везде - Вечная слава воде Сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, Кочерга за кушаком - Всё вертится, И кружится, И несётся кувырком. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. Рано утром на рассвете Умываются мышата, И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил. А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: «Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо своё умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!» Говорит. Как пустился я по улице бежать, Прибежал я к умывальнику опять. Мылом, мылом Мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу И чернила С неумытого лица. И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки. осказках.ру - oskazkax.ru А за ними пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок!» А за ним и бутерброд: Подскочил - и прямо в рот! Вот и книжка воротилась, Воротилася тетрадь, И грамматика пустилась С арифметикой плясать. Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил: «Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!» Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистымТрубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам!

К. Чуковский. Сказки.
Москва: Росмэн, 1996.

Наглядный материал, как правильно мыть руки

Стихи про мытье рук.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась –

И на лапках грязь осталась.

Полотенце – в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот –

Заболит тогда живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Приложение 4.

Сначала расправим простынь, стряхнем с нее мусор, заправим по краям, потом расправим одеяло, сверху положим покрывало и подушку.

Приложение 5.

Приложение 6.

«Расскажите малышам, как надо умываться».

Милый друг, запомни это –

Руки после туалета

Вымой теплою водой.

Чтобы не поплали в рот,

Чтоб не заболел живот,

Чтоб с тобой, мой друг, беда

Не случилась никогда!

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

ШНУРОВКА «ОДЕЖДА»

Настольно-печатная игра для детей 3-7 летнего возраста.

ВИД ИГРЫ:

Дидактическая игра «Одежда»:

o Настольно-печатная;

o Познавательно-обучающая.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:

Образовательная :

Повышать уровень развития ребёнка;

Усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;

Учить анализировать, сравнивать, обобщать;

Закреплять знания о цветовой гамме.

Развивающая:

Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

Развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

Оздоровительная:

развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формулирует произвольное внимание памяти; учит прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

ИГРОВАЯ ЗАДАЧА :

Игровой задачей является предоставление возможности для проявления: самостоятельности, инициативности, сотрудничества

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

o Разный вид одежды (бумажный, шнурки разного цвета, пуговицы (бумажные)

Ход ИГРЫ:

Ведущий (взрослый) предлагает детям «пришить» пуговицы к одежде (платье, юбка, брюки и т.) .

ВАРИАНТ ИГРЫ:

o 1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;

o 2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИГРЕ:

Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ :

o В ходе самостоятельной деятельности детей.

o В ходе реализации основных видов образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию познавательных представлений об окружающем мире.

Приложение 10.

Беседа «Каждой вещи свое место».

Ход беседы:

Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей.)

Воспитатель: Ребята мы сегодня поговорим о порядке во всем и чистоте. Вспомните известного персонажа сказки, которая не убиралась дома?

Дети: Федора.

Воспитатель: Правильно, ответьте для чего необходимо содержать дом в чистоте?

(дети отвечают и воспитатель обобщает ответы и делает вывод).

Воспитатель: Больше всего ценится порядок во всех делах, опрятность и аккуратность. Представьте, что вы хотите сделать аппликацию или нарисовать рисунок, а карандашей и клея нет на месте, что вы будете делать?

Дети отвечают.

Воспитатель: Пока вы будете искать их, уже и передумаете, или время отпущенное пройдет. А если они на месте, то вы с интересом все сделаете.

Воспитатель: Представьте, что к вам неожиданно домой пришли гости, а у вас неубрано (игрушки раскиданы, везде валяются бумажки от конфет), как вы себя будете чувствовать?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам будет неудобно, ваш гость подумает, что вы неряха, да еще он может случайно наступить на раскиданные вещи и упасть! По этому, ребята, необходимо всегда соблюдать чистоту и дома и в группе.

Воспитатель: А теперь поговорим о вашем внешнем виде. Опрятный и вежливый человек всегда располагает к себе людей и всегда добивается успехов в делах. Давайте сыграем в игру ’’Найди отличия».

(детям показываются по две карточки, на которых изображены дети чисто обеты и нет, с пятнами на футболке и нет, и т.д.

Воспитатель: Еще ребята если вы увидели у другого человека какие-нибудь недостатки во внешнем виде, необходимо ему сказать о недостатке очень мягко не обидев его.

Воспитатель: Теперь заглянем в свои шкафчики и проведем уборку на скорость ’’Кто быстрее’’.

(дети убираются в своих шкафчиках, кто быстрее и аккуратнее закончит, тот выигрывает.

Воспитатель: Ребята вы правильно сложили вещи: шапку и кофты кладутся наверх, колготки и носки вниз, куртки, штаны повесили на крючки.

(дети отвечают).

.Воспитатель: Все ребята сегодня молодцы, хочу вам пожелать стремиться соблюдать всегда и во всем порядок и чистоту.

Приложение 11.

КОРОЛЕВСТВО СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ

... Было это или не было, а если было, то очень давно. В Королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А Королевством тем правили король Беспорядок и королева Ленивица. В таком Королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка, Поэтому вилки, ножи, ложки расположились на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепутались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке. Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе:». И, конечно же, умная тарелка дала им совет:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу,

Рядом ложку положу,

Вилку положу я слева,

Вилка, зубцами вверх смотрела.

Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из Королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица, Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева.

Н.Литвинова

Приложение 12.

Приложение 13.

Д. Крупская «ЧИСТОТА ».

В нашем доме суета:
Потерялась Чистота.
Поискали мы у Кати
В незастеленой кровати -
там все слиплось от конфет,
Чистоты в помине нет.
Под диваном в горах пыли
Норы длинные прорыли.
Заглянули в зеркала -
В зеркалах сплошная мгла.
Посмотрели мы в духовку -
Стало нам совсем неловко:
грязный дядька в бороде
В нашей спит сковороде.
Не нашли мы Чистоты,
Видно, выкрали коты.

Приложение 14.

Приложение 15.

Беседа.

«Правила поведения за столом».

Программное содержание . Учить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы товарищам. Закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить детей с правильным пользованием вилкой.

Предварительная работа . В течение определенного времени детей знакомили с правиламикультурного поведения за столом, учили правильно пользоваться ложкой, салфеткой, обращали внимание, что тарелку не следует наклонять.

Материал : приборы для обеда.

Методические приемы . Предложить детям вспомнить правила поведения за столом, спросит:

1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться).

2. Как правильно сидеть за столом во время еды? (слегка наклониться над тарелкой, не класть локти на стол, ноги держать под столом, не мешая товарищу).

3. Какую услугу можно оказать товарищу? (можно подать соль, салфетку, хлеб).

4. Как правильно есть и пить? (есть и пить спокойно и бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом, пищу брать понемногу).

5. Как надо вести себя за столом, чтобы не крошить, не проливать?

Дети, Алена и Саша покажут нам, как пользоваться приборами. Закрепить правило пользования вилкой.

Речевое общение детей друг с другом на закрепление правил культурного поведения за столом. Закончив «обед», дети ставят тарелки на край стола, вытирают губы и пальцы салфеткой, благодарят за обед.

Словарная работа. Активизация слов-действий: едят, жуют, благодарят.

Приложение 16.

Дети отвечают.

Воспитатель:

Даже если на ней нет пятен, через день или два ее нужно обязательно постирать, чтобы она была чистой и не имела неприятного запаха.

Как мы стираем одежду? Расскажите, что для этого нужно.

Приложение 17.

Сюжетно-ролевая игра.

«Дочки – матери»

Цель : Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

Приложение 18.

О. Григорьев «Варенье».

У Сергея нет терпенья,

Он рукaми ест вaренье.

Слиплись пaльцы у Серёжи,

Прирослa рубaхa к коже.

Ног от полa не отнять,

Рук от ног не оторвaть.

Слиплись локти и колени.

Уши склеило вaренье.

Рaздaётся жaлкий всхлип.

Сaм к себе Сергей прилип.

Приложение 19.

Материал к занятию.

Микроскоп, картинки, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия.

Работа на листе бумаги.

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой: «Быстро встаньте, улыбнитесь» . Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

А теперь остановились, остановили дыхание. Правую руку на грудь, левую на живот: глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.
Воспитатель: Почему нельзя доедать за другим человеком?

Дети: Потому, что он может оказаться больным.

/Предположительный ответ/

Воспитатель: Чем опасна муха?

Дети: Муха является разносчиком инфекций.

/Предположительный ответ/

Воспитатель: Почему нельзя есть грязными руками?

Дети: Потому, что на грязных руках могут быть инфекционные микробы.

/Предположительный ответ/

Воспитатель: Можно ли есть и одновременно играть с животными?

Дети: Нельзя! Кушать нужно чистыми руками и сидя за столом, а если рядом животное, то можно заразиться какой либо инфекцией.

Воспитатель: Можно или нет пить воду из- под крана?

Дети: Пить воду из-под крана нельзя. Потому, что в не кипяченой воде много микробов.

Воспитатель: Почему есть бананы можно в любой ситуации?

Дети: Потому, что банан покрыт защитной корочкой, сняв ее можно спокойно кушать банан /содержимое, защищено корочкой/

Воспитатель: В каких случаях даже на улице можно пить сок?

Дети: Сок на улице можно пить, если коробочка с соком упакована герметично и имеет отдельную /индивидуальную/ трубочку.

Итог занятий

Воспитатель: Так что мы узнали сегодня на занятии?

Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании /закрывать нос и рот носовым платком или рукой/. Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя есть и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из под крана. Все это ведет к угрозе заражения какой либо инфекцией.

Приложение 20.

Беседа для детей подготовительных групп .

«Чистота – залог здоровья».

Здравствуйте, дорогие ребята! Поговорим сегодня о чистоте. Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? Правильно! Связаны. Недаром говорится: «Чистота -залог здоровья». Это означает, что, если человек чист и опрятен, вокруг него царит чистота, - он соблюдает одно из важных жизненных правил, позволяющих быть здоровым. Представьте себе неопрятно одетого неряшливого мальчугана Петю. Он редко моет руки с мылом, не любит стричь ногти, поэтому под ногтями у него образовались темные полосочки грязи. Петя забывает мыть руки перед едой, пос- ле туалета, после того как поиграл со своей любимой собакой. Хотели бы вы дружить с этим мальчиком? На руках скапливается огромное количество вредных микробов, которые могут стать причиной опасных заразных болезней. Помните, как называются эти болезни? «Болезни грязных рук». К ним относятся желтуха и дизентерия. На шерсти животных - собак, кошек - всегда есть крошечные, невидимые глазу яйца глистов. Они попадают на кожу рук человека, погладившего своих любимцев, а если руки потом не помыть, то с едой яйца глистов могут оказаться в вашем желудке и вызвать заболевание гельминтозом. Давайте вместе припомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом.

Правильно! Когда вы приходите домой из детского сада, с прогулки, из магазина, поликлиники.

Руки нужно мыть перед едой и после еды.

Руки нужно обязательно хорошенько помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или собакой, хомячком, попугайчиком, другими животными.

Не забывайте также мыть руки после туалета!

Почаще стригите ногти. Ногти должны быть закругленными, короткими, а главное - под ними не должно быть грязи! Поэтому, когда вы моете руки с мылом, тщательно почистите ногти щеточкой, удаляя из-под ногтей грязь. Вечером перед сном обязательно вымойте ноги теплой водой, а потом облейте их прохладной водой. Это, во-первых, хорошая закалка, а во-вторых - прекрасное средство, помогающее быстро уснуть. А ведь глубокий, спокойный сон - непременное условие хорошего здоровья. Я думаю, никому из вас не нужно напоминать, что ваша одежда должна быть опрятной и чистой. Давайте поговорим о чистоте дома. Начнем, пожалуй, с кухни. Представьте, что к Пете пришел его друг Алеша. Мальчики вместе пообедали, а потом, не убрав со стола, ушли в комнату и стали играть. На столе остались немытые тарелки, чашки, ложки, хлеб, масло, сыр. В открытую форточку, привлеченные запахом еды, тут же залетели мухи. Одна из них села на край тарелки, другая - на кусочек сыра, третья - на хлеб. Мухи - опасные и вредные насекомые! Летают они повсюду. Любят заглянуть в мусорные баки, на свалки и помойки. На своих крошечных лапках переносят возбудителей болезней. Мухи становились причиной эпидемий чумы, холеры, оспы. Эти болезни уносили больше человеческих жизней, чем войны и стихийные бедствия. Сейчас они побеждены. Но есть и другие болезни, которые переносят мухи. Особенно любят они лентяев и грязнуль, вроде Пети и Алеши, которые не моют посуду, не убирают со стола, не выносят ведро с мусором. В кухне у грязнули мухам - раздолье! Вот почему нужно сразу после еды вымыть и убрать посуду, смести со стола крошки, вынести мусорное ведро.

Муха -надоеда Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Все готово, можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Частенько в кухне хозяйничают и длинноусые разбойники - тараканы. Они также наносят вред здоровью человека, могут даже вызвать тяжелую болезнь - астму. Поэтому с ними нужно бороться. Тараканы боятся холода, запаха веток черной бузины и ольхи. В старину на Руси в трескучие морозы хозяева уходили из избы на ночь к соседям, оставляя двери и окна открытыми настежь. Тараканы замерзали и погибали. В наши дни есть немало средств для борьбы с этими насекомыми.

Рыжеусый таракан

Таракан, таракан,

Рыжеусый хулиган!

Днем ты дремлешь в уголке,

В щелочке на потолке.

Ночь придет, погаснет свет

Никого на кухне нет,

На охоту ты идешь:

Начинается грабеж!

Шаришь ты по грязным мискам,

Из которых ела киска,

Лакомишься манной кашкой,

Сладкий кофе пьешь из чашки.

Веселишься ты всю ночь -

Уходи, разбойник, прочь!

Расскажите, как вы убираете свою комнату или свой детский уголок. Правильно! Вытираете пыль мягкой тряпочкой, аккуратно расставляете на полке книги, игрушки. А мама или бабушка чистят ковры и мягкую мебель пылесосом. Зачем они это делают? Верно! Чтобы удалить частички пыли, грязи. Ведь домашняя пыль - очень вредная! Она может вызвать покраснение глаз, чиханье, насморк, т.е. аллергию. Кроме того, в пыли живут крошечные, или, как говорят ученые, микроскопические, клещи, наносящие вред нашему здоровью. Лучше всего во время уборки раскрыть настежь окна, форточки и хорошенько проветрить комнату. Можно на 3- 5 минут сделать и сквозное проветривание. А что такое влажная уборка? Верно! Во время влажной уборки мы протираем полы, оконные рамы, стекла влажной тряпкой, удаляя пыль и грязь. Соблюдать чистоту, делать уборку нужно не раз в неделю, а каждый день, выделяя на это определенное время.

Чистюля-енот

Жил в лесу енот-чистюля,

Чистил ложки и кастрюли,

Делал по утрам уборку -

Приводил в порядок норку.

Убирал и грязь и сор,

Подметал метлою двор,

Красил кисточкой скамейки,

Поливал цветы из лейки.

В деревянное корытце

Наливал енот водицы.

И стирал своим детишкам

Рубашонки и штанишки.

Как-то мимо шла бабуля

И заметила чистюлю:

«Ах, работник золотой,

Ты убрал бы домик мой!

В доме пол давно не мыли -

Там скопилось много пыли,

Нет ни тряпки, ни метлы,

В паутине все углы!»

Отвечал енот-чистюля:

«Помогу тебе, бабуля!

Обмету углы метлою,

Дом почищу и помою,

Рамы кисточкой покрашу -

Станет дом новей и краше!»

Ответь на вопросы 1. Как связаны здоровье и чистота? 2. Почему говорят: «Чистота - залог здоровья»? 3. Когда нужно мыть руки? 4. Почему следует удалять грязь под ногтями, стричь ногти? 5. Почему нужно мыть ноги на ночь? 6. Почему мух и тараканов называют вредными насекомыми? 7. Как с ними бороться? 8. Как следует делать уборку в доме? 9. Убираешь ли ты свой уголок, комнату? 10. Помогаешь ли маме мыть посуду? Отгадай загадки Поясок я подвяжу, Да по кухне запляшу. Мусор соберу в совок Да и спрячусь в уголок. (Веник.) Если мусор на полу, Вспоминаем про... (Метлу.) Он сосет и пыль и сор, Чистит кресла и ковер. В доме мусор соберет И ни разу не чихнет. (Пылесос.) Соберу рубашки, майки И скажу ей: «Постирай-ка! В барабане покрути И всё чистым возврати!» (Стиральная машина.) Выполни задание Нарисуй и раскрась: веник, совок, метелку, ведро с водой, муху, таракана.

Приложение 21.

Приложение 22.

В кафе входят посетители.

Администратор кафе: Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе! Пожалуйста, присаживайтесь за свободный столик.

Официант: Здравствуйте.

Дети : Здравствуйте. Мы хотели бы посмотреть меню.

Официант: Возьмите, пожалуйста.

Дети знакомятся с меню.

Официант: Что вы будете заказывать? Вы уже выбрали?

Дети: Да, мы будем мороженое, сок. И еще принесите нам, пожалуйста, пирожные.

Официант: Это все?

Дети: Пожалуй, все.

Официант: Приятного аппетита.

Дети: Спасибо.

Диалог между посетителями кафе (по замыслу детей)Официант: Вы будете еще что-нибудь заказывать?

Дети: Нет, спасибо.

Официант: С вас 22 рубля.

Дети: Возьмите, пожалуйста.

Официант: Подождите, я сейчас принесу сдачу. (Пробивает чек в кассе)

Официант: Надеюсь, вам у нас понравилось?

Дети: Да, очень.

Официант: Приходите к нам еще. Будем очень рады!

Дети: Спасибо, обязательно.

Итог игры:

Воспитатель:

Куда мы с вами ходили? (ответы детей)

Как называется кафе? (ответы детей)

Кто нас встретил? (ответы детей)

Что можно заказать в кафе? (ответы детей)

Приложение 23.

Приложение 24.

С. Михалков «Наши дела».
- Я утром раньше всех встаю
И сам стелю постель свою.
- А я ботинки по утрам
Себе и брату чищу сам,
- Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу.
- Я без работы не сижу
- Сама в руках утюг держу.
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
- Мы разбиваем огород,
У нас немало с ним хлопот.
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень!
Немало дела детворе
В густом лесу, в широком поле,
В колхозе, в доме, во дворе,
А главное - за партой в школе.

Приложение 25.

Консультация для родителей "Будем учиться шить! (Виды швов)"

Будем учиться шить! (Виды швов)

Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Когда вы начинаете шить, вы делаете на ткани стежки – получается шов. Швы бывают разные: соединительные – они соединяют две части ткани вместе; закрепляющие, которыми подшивают ткань, заделывают края, чтобы край ткани не осыпался, и отделочные. Последние служат и для соединения, и для закрепления, а также для украшения изделия.

Чтобы соединить края двух тканей, можно применять три вида швов: «вперед иголку», «за иголку» и шов «строчку».

Шов «вперед иголку» - самый простой, но одновременно и самый нужный для любой швейной работы и может пригодиться вашим детям на

всю жизнь.

Стежок делается следующим образом: иголкой не спеша, аккуратно прокалывают ткань сверху вниз, затем с обратной стороны снова прокалывают ткань и выводят иглу на поверхность, подхватив 3–4 нити. Получился стежок. Следующий стежок начинают, отступая на 3–4 нити ткани.

Проколов ткань, опять набирают то же количество нитей (3–4) и протягивают через них иглу. Используя шов «вперед иголку», нужно стараться, чтобы он получался аккуратным, и величина стежков и пропусков все время была одинаковой. Только тогда шов выйдет красивым, и на него будет приятно смотреть. Чтобы поскорее закончить работу, можно набирать на иглу сразу несколько стежков, протаскивая потом через них нитку.

Шов «за иголку». Этот шов больше годится для работы на плотной ткани, например для ремонта одежды, - он крепче соединяет. Проколов ткань иглой, на нее набирают, предположим, 6 нитей ткани и протягивают через них иглу с более толстой ниткой. Затем прокалывают ткань по той же нити, но сзади (за местом второго прокола иглы) на половине первого стежка, т.е. иглу вкалывают на третьей нити и набирают 3+6 нитей ткани: 3 – за иголкой и 6 – впереди. На иголке при втором стежке оказывается 9 нитей ткани. Следующий стежок будет опять состоять из 3 нитей за иглой и 6 нитей впереди иглы, т.е. опять 9 нитей ткани. Счет нитей или величина стежка не меняется. Можно набрать на иглу не 6 нитей ткани, а 4, тогда при втором стежке на игле будет за иглой 2 нити, впереди – 4.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то видно, как выглядит шов со стороны, по которой мы с вами только что шили, - он очень похож на шов «вперед иголку». А теперь посмотрим его с другой стороны (с изнанки) – видны большие крупные стежки, как бы перевитые на концах, и создается впечатление сплошной плотной линии. Такой шов получается крепким и надежным.

Шов «строчка». В старину этот шов очень широко использовался, был в ходу. Таким швом можно было зашить порванную верхнюю одежду, сшить чехол для подушки и т.д.

Шов «строчка» плотно соединяет края ткани – еще плотнее, чем шов «за иголку». Вколов иголку в ткань, подхватывают 2–3 нити ткани, протаскивают нитку и снова прокалывают ткань, вводя иголку в место первого прокола. На иглу набирают не 2–3 нити, а 4 или 6, получается одинаковое количество нитей ткани по обе стороны нитки. А теперь посмотрим на рисунок, где виден весь шов. С правой стороны (с лица) он напоминает строчку на машинке, с левой – похож на шов «за иголку», но только стежки заходят друг за друга гораздо дальше.

По материалам пособия для педагогов и родителей Л.В. Пантелеевой «Детское рукоделие»

Приложение 26.

Аким Яков

«Неумейка».

Приложение 27.