Защита занятия про воздух в старшей группе. Конспект занятия на тему: «Воздух» в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Джалильский детский сад №6 «Теремок»

общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан

(МБДОУ №6 «Теремок»)

Конспект занятия

по познавательной деятельности

в старшей группе

«Воздух-невидимка»

Воспитатель Латыпова Д.Ф.

МБДОУ №6 «Теремок»

2015

Тема занятия: « Воздух-невидимка ».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи :

    Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

    Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

    Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

    Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.

Предварительная работа :

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

Ход занятия

1 . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Дети действуют в соответствии с текстом

Проводится подвижная игра «Пузырь»

Организация проблемной ситуации.

Воспитатель:

Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это? (воздух )

А хотите узнать, что такое воздух? (Да )

Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

Дети считают до 5.

- Лаборатория чудес начинает работу . А кто знает, что такое лаборатория? ( Это помещение, где проводят опыты )

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный )

Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ло­вить воздух? (Да )

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают )

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

Что внутри пакета? (воздух )

На что похож мешок? (на подушку, шар)

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и вы­пустим из него воздух. Каким стал пакет? Поче­му так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха ).

Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрач­ный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (На­дувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные на­рукавники, спасатель­ный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Проверка гипотезы.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воз­дух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Воспитатель: Итак. Ребята, предме­ты, внутри которых есть воз­дух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь по­падет вода и вытолкнет воз­дух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть .) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

Дети, как вы думаете , а внутри че­ловека воздух есть? (версии детей )

Давайте про­верим?

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и п одуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки )

Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в тру­бочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Ребя­та, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные )

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями.

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные )

Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняет­ся воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.

Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

Давайте проверим ваши предположения .

Опыт № 4: Движение салфетки.

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается )

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

Воспитатель: Ветер – это движение возду­ха, ветер раздувает пару­с на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передви­гать предметы. Хотите устроить ветер?

Опыт № 5: Игра с веером.

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, по­махать веером сначала на себя, потом друг на друга.

Что вы чувствуете? (В лицо дует вете­рок, прохладный ветерок )

Как получается ветер? (Движется воздух )

Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельни­ца, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Рефлексия.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей )

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем )

Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей )

Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. В следующий раз мы узнаем, почему одни шары остаются на земле, а другие улетают высоко в небо, и как можно путешествовать на воздушном шаре.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Павловский детский сад № 8 «Рябинушка» Павловского муниципального района Воронежской области

КОНСПЕКТ НОД

«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» СРЕДНЯЯ ГРУППА

Провела воспитатель: Полумиско Л.М.

Задачи:

Образовательные:

    подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

    способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

    развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

    развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

    развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

    воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

    воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

    воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: ,

    полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

    стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

    мыльные пузыри

    игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

    2 подноса;

    кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

    бумажные салфетки и веера, вертушка

Интеграция:

Образовательная область «Коммуникация» - развитие свободного общения воспитателя с детьми.

Образовательная область «Безопастность» - формирование основ безопасности во время проведения элементарных опытов и экспериментов.

Образовательная область «Социализация»- Продолжать учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения на занятиях и во время проведения опытов и экспериментов.

Образовательная область «Художественное творчество»-продолжать учить детей разгадывать загадки. *

Образовательная область «Труд»- Учить выполнять детей индивидуальные и коллективные поручения, желание оказать помощь товарищам

Образовательная область «здоровье» -продолжать укреплять физическое здоровье детей

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Медвежонок : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Медвежонок: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель : Скажите, ребята, Мише, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Медвежонок: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Миша Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Медвежонок: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Мише, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Д а.

Раздаю полиэтеленовый пакеты.

Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? " ,

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри. Миша!

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Медвежонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Миша, Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Медвежонок: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дети,разделенные на две группы раскладывают игрушки на подносы.

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети раскладывают игрушки на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Мише! Теперь ты знаешь, Миша, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Медвежонок: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Дети подходят к столам и садятся на стульчики.

Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель : Миша, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Медвежонок: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Миша? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Дети садятся за столы.

Медвежонок: Я понял вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Мише, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Дети подходят к тазикам с водой на ковре.

Игра « Кораблики»

Дети садятся на скамейку.

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. -

Медвежонок: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.(раздаю веера)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Собираю веера.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Медвежонок: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С чесноком.

Медвежонок: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. Воспитатель: Что ты, Миша ! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель : Вот видите,вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Миша, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Медвежонок :

Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух легче воды и что он есть внутри пустых предметов и даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха;

Воздух есть внутри нас.


Мы дуем в трубочку, образуя пузырьки, воздух выходит






Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут






Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

«ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»

Старшая группа.

Воспитатель:

Косолапова Оксана Сергеевна

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье».

Программные задачи:

Образовательная область «Познание». Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире; Формировать представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Развивать познавательные интересы, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы. Образовательная область «Коммуникация». Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Продолжать развивать речь как средство общения. Поощрять попытки делиться с педагогом и детьми полученными впечатлениями. Учить строить высказывания. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Формирование словаря . Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлений в опыте. Пополнять и активизировать словарь словами: прозрачный, невидимый, легкий, наполняется, смешивается, перемещается, движется. Грамматический строй речи. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Образовательная область «Музыка».

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности; продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Воспитывать: желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Материал к занятию : Подготовлены центры для организации экспериментальной деятельности с дошкольниками: (веер, воздушные шары, мыльные пузырьки, колпачки, «волшебные палочки», воздушные шары, маркеры – на каждого ребенка, тазик с водой, бумажный кораблик. Для воспитателя - накидка для феи, волшебная палочка, диадема. Аудиозаписи: из мультфильма «Крошка Енот» сл.М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, песня «Елочка» сл.З.Александровой, муз. М. Красева, !В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича. Мультимедийная установка - проектор и экран, слайды.

Организация детей на занятии : дети передвигаются по групповой комнате от одного экспериментального центра к другому, чередованием разных видов детской деятельности: познавательно – речевой, двигательной, игровой, экспериментальной.

Методические приемы:

  • Наглядные: демонстрация опытов; показ слайдов.
  • Словесные: вопросы, высказывания детей, рассказывание, беседа, выводы.
  • Игровые: игры с воздушными шарами; мыльными пузырьками».
  • Практические: эксперименты с воздухом, с корабликом, воздушными шарами.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает прекрасная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами увидеться с вами и познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ! А вы хотите попасть в сказку, в это царство? Хотите познакомиться с другом феи Воздухом? Дети: Хотим.

2. Создание игровой мотивации

Воспитатель: Но чтобы попасть в это сказочное царство, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!

Закройте глаза. Вместе произнесем волшебное заклинание : повторяйте за мной

«Добрая фея, нам помоги,

В царство волшебное перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Дверь нам в сказку распахни!»

(Вноситься декорация книги «Сказки», воспитатель накидывает плащ и надевает диадему).

Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Как я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.

Воспитатель-Фея: Ну вот, теперь вы мои помощники, надевайте волшебные колпачки и берите волшебные палочки (палочки для воздушных шариков, красиво оформленные) , сейчас мы будем совершать настоящие чудеса и увидим волшебные превращения.

3. Основная часть: эксперименты с воздухом.

Воспитатель-Фея: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ. Мы приготовили вам много разных сюрпризов и загадок. Будьте внимательны, и тогда вы найдете, где же он, и даже сможете поиграть с ним!

Воспитатель-Фея: Ребята, давайте поищем его.

Дети с воспитателем ходят и ищут ВОЗДУХ.

И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он?

(На подносе лежат бумажные снежинки).

Воспитатель-Фея: Посмотрите, какие здесь красивые снежинки! Может за ними спрятался воздух? Мы с вами волшебники, у нас есть волшебные палочки, давайте подуем в них, и снежинки оживут!

(Дуют, бумажные снежинки улетают.)

Со снежинками.

Воспитатель-Фея: Ребята, нет под снежинками воздуха? А что заставило снежинки полететь? Как вы думаете?

Дети: Мы на них подули.

Воспитатель-Фея: Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?

Дети: мы вдохнули и выдохнули воздух.

Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята? (Предположения детей)

Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.

Воспитатель-Фея: Ребята, но почему же мы его не видим, если он везде, как вы думаете?

Дети: Он прозрачный, через него все видно…

Воспитатель-Фея: Так значит, какого цвета воздух? (бесцветный)

Воспитатель-Фея: А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

(Высказывания детей).

Воспитатель-Фея: У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом….

Какой у него запах? (у него нет запаха…)

Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

А сейчас закройте глазки, и вдохните носом, что вы почуяли???

Дети: запах апельсина. Вывод: что при некоторых обстоятельствах воздуху можно придать запах.

Воспитатель-Фея: Да, ребята, чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует везде и даже внутри нас.

Опыт с веерами .

Воспитатель-Фея: Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать. Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем ветер.

Воспитатель-Фея: А что такое ветер?

(Высказывания детей)

Воспитатель-Фея: Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).

Воспитатель-Фея: - Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка .

И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить вертушку крутиться? Давайте сделаем ветер, подуем в наши волшебные палочки и она оживет.

Опыт с вертушкой . Дуют через трубочку на вертушку и она начинает вертеться.

Воспитатель-Фея: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли ! Как он заставляет плыть корабли?

Воспитатель-Фея: Посмотрите, какой у нас кораблик. Ребята, а почему кораблик не плывет? (Ответы детей) Мы же волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки и он поплывет.
Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю. (Дети по очереди дуют в трубочки на кораблик) .

Воспитатель-Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.

Воздух обещал поиграть с нами…

Хотите поиграть с воздухом? Он приготовил нам забавные игры.

Опыт с мыльными пузырями.

Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что стоит на столах?

Здесь стоят стаканчики с чем? Правильно с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха… А как он там оказался? Мы выдохнули его. А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)

Воспитатель-Фея: Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?

Дети: Мы надули их через волшебную палочку воздухом.

Воспитатель-Фея: Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.

Игра «Кто надует самый большой пузырь» (в ту же трубочку).

Воспитатель-Фея: Ребята, а теперь мы совершим следующее волшебство. Мы своими волшебными палочками мыльную воду превратим в красивые цветные пузыри. Посмотрите, как я делаю… Кто самый лучший волшебник, кто надует самый большой пузырь?

(Дети под веселую музыку надувают мыльные шары, любуются ими. Воспитатель-Фея: Какие пузыри? Легкие, воздушные…потому что внутри них что? Значит воздух какой? Легкий! А что еще мы сможем надуть с помощью воздуха? Правильно, воздушные шарики.

(Эксперименты с воздушным шаром).

Воспитатель-Фея: Посмотрите, ребята - это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков? Шарики пустые и очень маленькие и грустные! Ребята, но мы, же с вами волшебники! Давайте совершим еще одно волшебство. Дети надувают шарики. А теперь, чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем наши шарики.

Разрисовка шариков .

(Дети под музыку разрисовывают воздушные шарики.)

Воспитатель-Фея: Ну, вот… Шарики были маленькие, а теперь большие, красивые. Что теперь внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите. Какие шарики? Легкие, воздушные. А почему они такие стали? Потому, что внутри них теперь воздух, а он легкий.

4.Заключительная часть

Ребята, ну что, понравилось вам играть с воздухом? И мне тоже очень понравилось играть с ним и с вами, вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле. Посмотрите на волшебный экран.

(Вывод: воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, мы его вдыхаем и выдыхаем, что без него не может существовать ничто живое на земле).

Сюрпризный момент

Я очень рада, что вы познакомились с моим другом воздухом. И хочу вам подарить частичку воздуха. Откройте волшебную шкатулку (там наконечники для шариков) , наденьте эти наконечники на свои волшебные палочки и у вас получатся волшебные шары. Они останутся вам в подарок от нашего лучшего друга – воздуха.

(Шарики надеваются на палочку и остаются в подарок детям).

Воспитатель-Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в садик. Закроем глаза.

Заклинание: (с закрытыми глазами)

Раз, два, три,

Фея, в садик нас верни!

(Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (в сказочном царстве)

Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)


Конспект открытого занятия по экологии - «Воздух и его свойства» (эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

И сегодня к нам пришел в гости воздушный человечек, попросить помощи, что бы мы рассказали ему все про воздух. Он ничего не знает о воздухе. Поможем? И он принес разные задания для вас.

1. Воспитатель: Наш человечек (Картинки с изображением океана, реки, леса, гор, сигареты, шоссе с машинами из выхлопных труб, которых валит дым; мусорная свалка; баллончик, распыляющий аэрозоль).

Посмотрите на них внимательно, Где находится чистый воздух? Чем загрязняется воздух вокруг нас?

Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? Человечек приглашает нас в свою лабораторию, узнать как можно больше про воздух.

Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов и экспериментов.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Давайте отправимся в нашу лабораторию, (шагают по кругу, затем идут до столов)

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз – два.

Кто шагает дружно в ряд?

Колокольчиков отряд.

Кто шагает дружно в ногу?

Мы любители природы.

Солнце, воздух и вода,

Наши лучшие друзья!

Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

Итак, начнем наши опыты:

Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух не видим, но его можно почувствовать.

А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Тихо встаньте. Улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
Сколько к нам пришло зверей!
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, а кто птичка?

А теперь мы сядем дружно:
Нам еще работать нужно!

А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Ребята наш человечек заскучал, я предлагаю с ним поиграть в игру

«Раздувайся, пузырь!»

Дети с воспитателем делают тесный кружок - это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже - кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз – два.

Кто шагает дружно в ряд?

Колокольчиков отряд.

Кто шагает дружно в ногу?

Мы любители природы.

Солнце, воздух и вода,

Наши лучшие друзья!

Калашникова Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад "Аленушка" Тукаевский район село Бетьки
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-05-14 Конспект занятия в средней группе «Невидимка воздух» Калашникова Татьяна Николаевна МБДОУ - детский сад "Аленушка" Тукаевский район село Бетьки Данный конспект занятия предназначен для детей средней группы.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия в средней группе «Невидимка воздух»

1. ПРИВЕТСТВИЕ:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Артикуляционная гимнастика «Проснулся язычок»

— Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится?

(Столы, стулья, шкафы, игрушки, цветы…)

— Группа наша большая, просторная. А что находиться между потолком, полом, стенами, там, где пусто? Послушайте загадку.

Чего в комнате не видно?

(воздух)

Есть невидимка

В дом не просится,

А прежде людей бежит

торопится, торопится.

(воздух)

Ребята, а вы видите воздух?

(Нет)

— Я тоже его не вижу, но знаю, что он вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют » невидимка».

— А почему мы его не видим? Потому что воздух прозрачный, через него нам всё видно.

— А ещё что у нас в группе прозрачное.

(Окно, аквариум, стекло, очки.)

— А вы хотите увидеть воздух? Сейчас мы с вами сделаем опыт. (Воспитатель кладёт на край стола салфетку и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол)

— Почему салфетка слетела со стола? Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привёл салфетку в движение.

— Хотите почувствовать, как движется воздух?

(Да.) (воспитатель предлагает взять веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

2. ФИЗМИНУТКА. Ходит по двору индюк.

(Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)

Пролетел над полем жук.

(Махи руками)

По цветку ползёт паук.

(Имитация рук и ног паука)

Обломал он старый сук.

(Присесть, хлопок)

— Ребята, посмотрите что у меня в стакане?

(Нет ничего.)

— Говорите — нет ничего. Тогда смотрите ещё один опыт.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно спускает его в банку с водой.

— Посмотрите — в стакане нет воды. Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.)

— А вы хотите сами сделать опыт?

(Да)

— Возьмите стаканы с водой, опустите трубочки и подуйте в них. Что у вас получилось?

(Пузырьки)

— Откуда они взялись? Это воздух выходит, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх.

Воздух легче воды.

— А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей. Это наши маленькие человечки — невидимки, давайте поищем их глазами.

3. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ .

1. Посмотреть в даль;

2. Вращать глазами по кругу;

3.Движение глаз в стороны;

4.По диагонали;

5. По квадрату;

6. Вверх — вниз.

— Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого он цвета?

(Бесцветный)

— Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?

(Безвкусный)

— Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

(Без запаха)

— Ребята, чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

— А чем вы вдыхаете воздух?

(Носом)

— Вдохните воздух, и поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали?

(Воздух)

— А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали?

(Звуки)

— Оказывается воздух можно услышать. Воздух может звучать по-разному.

(Воспитатель предлагает детям бутылочки или пузырьки, дети приставляют бутылочки к нижней губе и дуют в горлышко — возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук.)

— Звук рождается тогда, когда дрожжит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. В гости к пальчику большому.

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Наш мизинчик малышок,

Постучался на порог.

Вместе все они друзья.

Друг без друга им нельзя.

— Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на картины, объясните, как воздух помогает человеку.(Мельница, вентилятор, автомобильная шина, свисток, музыкальные инструменты).

— А теперь поиграем в интересную, весёлую игру «Раздувайся пузырь » Почувствуем как мы раздуваемся когда вдыхаем и как сужаемся когда выдыхаем. (садятся)

— Ребята, а вы можете поймать воздух? (Да). Попробуйте.

— А я могу поймать воздух, хотите это увидеть?

(Воспитатель берёт полиэтиленовый пакет, даёт каждому потрогать)

— Есть что-нибудь в пакете?

Дети трогают, сжимают пакет, убеждаются, что в нём нет ничего, он пуст. Воспитатель «ловит» пакетом воздух закрывает его и даёт детям потрогать, пакет не сжимается как раньше.

— Что же в пакете есть? Что мешает нам сжать его? (Воздух).

— Я поймала в пакет воздух. А вы хотите сами поймать воздух?

(Воспитатель раздаёт детям пакеты и они сами пытаются поймать воздух.)

5. ФИЗМИНУТКА. Две мартышки слов не тратя.

Раз подрались на кровати.

Друг у друга в этой схватки,

Вышибли ума остатки.

Врач пришёл,

Уселся в кресло

И сказал мартышкам:

Если драться будите мартышки

Выгоню из книжки.

(Затем воспитатель показывает детям воздушный шарик без воздуха)

— Что это у меня? (Шарик.)

— Он может сейчас летать? (Нет.)

— Что мне нужно сделать, чтобы шарик полетел? (Надуть его)

6. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА . Надувает и предлагает каждому ребёнку надуть шарик. (Раздаёт жёлтый, красный, зелёный, белый.)

— На что похожи ваши шарики? Какое время года?

(Закрепление времён года: зима, весна, лето, осень.)

— А теперь давайте сдуем шарик и послушаем, как воздух выходит из шарика.

— В какое время воздух холодный? В какой — тёплый? Давайте подуем так, что бы ручки наши замёрзли. Какой воздух? (Холодный).

— А теперь подуйте так, как будто вы греете руки. Какой воздух? (Тёплый)

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

— Ребята, нам всем необходим не просто воздух, а чистый воздух. Как вы думаете, отчего загрязняется воздух.

— От фабрик, заводов, машин. А ещё что отравляет воздух: дымящие трубы дым от костров, курящие люди.

— Если воздух грязный, мы быстро устаём, болит голова. Что нужно сделать, чтобы воздух в комнате стал чище?

(Проветривать комнату, сделать влажную уборку, иметь комнатные растения)

— А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы не можем дышать. Представьте, что мы с вами сейчас будем нырять под воду. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите.

— Вот видите, мы ни как не сможем жить без воздуха. Давайте вспомним, какой воздух: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕЗ ЗАПАХА, БЕЗ ВКУСА. Молодцы.

Анализ занятия.

Сегодня на занятии мы с вами узнали, что такое воздух, и вы давали правильные ответы. Хорошо делали опыты: Максим, Эльвина, Ксения. А быстрее всех надули шарики: Азалия, Артём, Андрей. Спасибо что поднимали руки, не выкрикивали с места. Занятие закончено.

. .