Разработка урока по внеклассному чтению М.Пляцковский "Урок дружбы". Разработка по чтению на тему "М

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Занятие по развитию речи на тему «Урок дружбы»

Задачи. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.

Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.

Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи.

Ход занятия:

Оргмомент.

Звучит песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (о дружбе)

Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.

О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Дружба и братство дороже всякого богатства».

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

А какое значение у этой пословицы: «Друг познаётся в беде»?(высказывания детей)

Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде?

Изучение нового материала.

Сегодня мы прочитаем рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы»

Воспитатель показывает книгу, в которой размещён этот рассказ и начинает читать.

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска зал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрныш ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёр нышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик ак куратно и полетел к своему приятелю Чику. - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрны шек пшена. Давай их поровну разделим и склюём. - Не надо… Зачем?.. - стал отмахиваться кры лышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь! - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так? - Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы!

Воспитатель: Какой урок дружбы получил воробей Чик?(с другом надо делиться)

Часто друзья дарят друг другу цветы. Вот и мы поиграем с цветком дружбы.

Игра с цветком.

Воспитатель: Встаньте в круг. Я буду передавать цветок, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он? (дети передают цветок и называют слова- надёжный,верный,мужественный,добрый,отзывчивый,честный,правдивый,внимательный,строгий и пр.)

Воспитатель: Подумайте, кто ваш самый надёжный друг? Расскажите, какой он?

Физкультминутка (дети выполняют в парах):

Ты человек и я человек(показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим друг друга(обнимаются).

Работа по звукопроизношению.

Воспитатель: Давайте произнесём вместе чистоговорку:

Сидел воробей на сосне,

Заснул- и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговорка читается ещё 3-4 раза.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру с мячом . Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова «да» и «нет» не говорите.

Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: «Сидел воробей на сосне?»(Сидел)

«Сидел воробей на сосне?»(Воробей)

«Сидел воробей на сосне ?»(На сосне)

«Заснул и свалился во сне?(Заснул и свалился)

Игра продолжается по мере сохранения интереса детей.

Итог. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых ещё нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания в эту волшебную шкатулочку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, скажет пожелание(какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в шкатулочку. Теперь я спокойна за вас, шкатулочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.

Релаксационная музыкальная пауза .

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Урок литературого чтения

Тема: М.С. Пляцковский «Урок дружбы».

Цели:

Ознакомить с произведением М.С. Пляцковского «Урок дружбы»;

- способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения;

- содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте;

- создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;

Развивать творческие способности;

- воспитывать чувства в з аимопомощи, дружеско е отношени е друг к другу.

Оборудование: учебник, карточки с частью пословиц, запись песни «Настоящий друг».

Ход урока

I .Организационный момент.

В школу мы пришли ( учиться ) ,

Не лениться, а ( трудиться ) .

Слуша ть все ( внимательно ) .

II . Актуализация.

1.Работа над загадкой:

Разгадайте загадку и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)

2. Ассоциативный куст «Друг»

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?

(Помощь, доверие, преданность, взаимопонимание, верность).

В толковом словаре значение слова «друг» поясняется так:

Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.

4. Проверка домашнего задания.

Какой текст мы читали с вами на прошлом уроке? Назовите автора и название.

III .Ознакомление с темой и целями урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Пляцковского. Название состоит из двух слов. Первое слово трактуется так:

* Учебное время, промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия - Урок

Значение второго слова таково:

* Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов Дружба

Соединим два слова и получим название «Урок дружбы».

Как вы думаете, о чем пойдет речь в новом произведении? (ответы детей: об уроке,о дружбе, о правилах дружбы…)

IV . Восприятие нового учебного материала.

1.Первичное чтение сказки учителем. Беседа

- Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?

К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите это (животные разговаривают) .

- Кто главные герои произведения? (воробьи Чик и Чирик)

- Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)

Физминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так !

2.Чтение сказки детьми. Беседа по содержанию прочитанного.

- А сейчас читаем сказку по цепочке

Ребята,в чем же заключается Урок дружбы» ?

- Кого можно считать настоящим другом и почему? ( Чирика. Он поделился с другом .)

- Чему учит эта сказка ? ( Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться .)

- Понял ли Чик свою ошибку ? ( Да, понял )

- Найдите в сказке слова, доказывающие это ( отрывок из текста : Взял Чик пять зернышек и сказал:

Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!

- А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)

З а что вы называете другом (ответы детей)

- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? (ответы детей)

3. Упражнение «Наведи порядок» (работа с деформированным текстом).

Им всегда хорошо вместе.

Сема и Слава – друзья.

Сема учит Славу играть в шашки.

Они всегда помогают друг другу.

Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?

4.Творческое задание (работа в парах).

- У вас на партах лежат окончания пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение :

(вначале дети в парах изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение) .

Сам погибай, …а товарища выручай

Старый друг лучше … новых двух.

Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.

Один за всех, …все за одного.

Друзья познаются …в беде.

Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.

Один в поле …не воин.

Новых друзей наживай, …а старых не теряй!

На друга надейся, … а сам не плошай.

Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.

Человек без друзей, …что дерево безкорней.

Легко друзей найти, …да трудно сохранить.

Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.

5. Творческая работа «Дерево дружбы» (работа в группах).

Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?

Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках (каждая группа записывает свое правило и крепит листочек на дерево).

*Не обзывай и не унижай друга.

*Помогай другу в беде.

*Не обманывай друга, будь с ним честным.

*Не предавай своего друга.

*Умей признать ошибки и помириться с другом.

*Умей уступить другу.

*Будь внимателен к своему другу.

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

V . Итог

Наш сегодняшний разговор о дружбе окончен. Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.

- С каким произведением позна комились? ( «Урок дружбы» Михаила Пляцковского )

- Чему научились на примере героев сказки? (ответы детей)

VI . Домашнее задание: читать сказку, привести свой пример урока дружбы

Занятие по развитию речи на тему «Урок дружбы»

Задачи . Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.

Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.

Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи.

Ход занятия:

Оргмомент.

Звучит песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (о дружбе)

Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.

О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Дружба и братство дороже всякого богатства».

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

А какое значение у этой пословицы: «Друг познаётся в беде»?(высказывания детей)

Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде?

Изучение нового материала.

Сегодня мы прочитаем рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы»

Воспитатель показывает книгу, в которой размещён этот рассказ и начинает читать.

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Воспитатель: Какой урок дружбы получил воробей Чик?(с другом надо делиться)

Часто друзья дарят друг другу цветы. Вот и мы поиграем с цветком дружбы.

Игра с цветком.

Воспитатель: Встаньте в круг. Я буду передавать цветок, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он? (дети передают цветок и называют слова- надёжный,верный,мужественный,добрый,отзывчивый,честный,правдивый,внимательный,строгий и пр.)

Воспитатель: Подумайте, кто ваш самый надёжный друг? Расскажите, какой он?

Физкультминутка (дети выполняют в парах):

Ты человек и я человек(показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим друг друга(обнимаются).

Работа по звукопроизношению.

Воспитатель: Давайте произнесём вместе чистоговорку:

Сидел воробей на сосне,

Заснул- и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговорка читается ещё 3-4 раза.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру с мячом . Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова «да» и «нет» не говорите.

Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: « Сидел воробей на сосне?»(Сидел)

«Сидел воробей на сосне?»(Воробей)

«Сидел воробей на сосне ?»(На сосне)

« Заснул и свалился во сне?(Заснул и свалился)

Игра продолжается по мере сохранения интереса детей.

Итог. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых ещё нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания в эту волшебную шкатулочку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, скажет пожелание(какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в шкатулочку. Теперь я спокойна за вас, шкатулочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.

Релаксационная музыкальная пауза .

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


Урок внеклассного чтения в 1 классе.

Тема: Михаил Пляцковский «Урок дружбы».

Цель урока : формировать навыки выразительного, беглого, правильного чтения, подробно пересказывать; развивать логическое мышление и внимание; воспитывать щедрость, умение признавать и исправлять собственные ошибки.

Материалы и оборудование: телевизор и видеомагнитофон; магнитофон; магнитофонная запись Ванессы Мэй, видеозапись мультфильма «Храбрый заяц»; таблицы для развития внимания; рисунок «Птицы»; текст сказки Пляцковского «Урок дружбы» для каждого ученика; рисунок 3 воробьев: у одного – черный хвостик и черный клювик, у второго – черный хвостик и коричневый клювик, у третьего – коричневый клювик и коричневый хвостик; птички, выполненные в технике «Оригами» у каждого ученика.

    Оргмомент.

Психологический настрой:

- Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

    Проверка домашнего задания. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий хвост».

Вспомните сказку, которую мы читали на прошлом уроке, и скажите, какие слова лишние?

Как называется эта сказка? Как более кратко можно назвать эту сказку?

А теперь давайте попробуем озвучить мультфильм, который так и называется «Храбрый заяц» и создан по этой сказке.

Как начинается сказка?

Пересказ детей с опорой на мультфильм (звук выключен).

    Работа над новым материалом. М.Пляцковский «Урок дружбы».

Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Михаила Пляцковского. А вот о ком эта сказка и как она называется, вы узнаете, выполнив несколько заданий – подсказок.

На ню нью? На ню нью.

На ню нью? На ню нью.

На ню нью ? На ню нью.

Как вы думаете, кто может издавать такие звуки? (Птицы).

Б) Посмотрите на картинку и скажите, каких птиц вы видите. А каких птиц на картинке больше всего? Сколько воробьев нарисовано? Наша сегодняшняя сказка о двух воробышках.

В) А вот как их звали, вы узнаете, расшифровав запись.

Итак, теперь мы знаем, что эта сказка о двух воробышках, которых звали Чик и Чирик.

    Чтение учителем сказки «Урок дружбы».

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!

Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы...


    Беседа по впечатлениям о сказке.

Понравилась ли вам сказка?

Говорят, что сказка – ложь, да ней намек – добрым молодцам урок. Чему учит сказка?

Как можно назвать сказку?

6. Подготовка к чтению сказки. Чтение по кругу.

7.Чтение сказки цепочкой. Дети читают текст по одному предложению.

8. Работа над техникой чтения:

Развитие беглости чтения:

а) чтение через слово ;

Жили воробья: и. Однажды пришла от. Целый пшена. Чик этом словечка сказал приятелю.

я раздавать, то ничего останется, - он. Так склевал зёрнышки. А ящик, то зёрнышек же на. И т.д.

б) чтение только второй половинки слов ;

ли ва обья: ик и рик. ажды ку шла ылка т ушки. лый ик ена. о ик об ом и ечка е зал ему телю.

ли я ено авать ду, то бе его не нется», - умал он. ак и вал се ышки ин.

в) чтение строчек наоборот .

Чирик и Чик воробья два жили. И т.д.

Развития правильности чтения:

А) чтение текста сказки шепотом;

Б) чтение сказки с обычной громкостью;

В) чтение сказки громко.

9. Выразительное чтение сказки.

10. Рядом с предложениями, которые соответствуют содержанию текста, поставь знак + или - .

Чирик получил посылку.

Бабушка прислала посылку Чику.

В посылке были яблоки

Чик сразу поделился с Чириком.

Чирик собрал зёрнышки в пакетик и полетел к Чику.

Чирик был жадным.

Чику стало стыдно.

Проверка выполненного задания. Поставьте себе оценку.

12.Логическое задание: Подумай и напиши имена каждого из воробьев.

У Чика и Чирика коричневые хвостики, у Пика и Чирика черные клювики.

13. Подготовка и чтение по ролям.

Чтение по ролям учащимися.

14. Анализ сказки.

Кто вам понравился больше Чик или Чирик? Почему? А что хорошего ты заметил в Чике, несмотря на его неправильный поступок? Как поступил Чирик? Какое качество характера у него проявилось?

15. Работа над нравственным понятием «Щедрость»

Как вы понимаете слово щедрость?

Быть щедрым – значит уметь дарить, отдавать людям то, чем ты дорожишь, отдавать, не думая о награде, похвале или об ответном даре. Это значит, отдавать без оглядки, всей душой стремиться помочь тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее.

Эмоциональный настрой.

Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем слова настроя.

Я щедрый. Я всегда делюсь с друзьями. Я дарю безвозвратно и с радостью. Я знаю, что щедрость как солнце озаряет душу.

Тест «Является ли щедрым человек, который…?»

Учитель читает утверждения, а дети, в случае согласия поднимают руки вверх, в случае несогласия – опускают.

А) всегда делится всем, что имеет

Б) радуется, когда делает подарки

В) замечает, что кому-то нужна помощь и помогает

Г) делая подарки, ожидает что-либо взамен

Д) всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил

Е) не жадничает.

16. Итог урока.

Чему научила вас сказка «Урок дружбы»?

Что бы вы хотели сказать или пожелать Чику?

Что бы вы хотели сказать или пожелать Чирику?

Что бы ты хотел пожелать своим друзьям?

Что бы ты хотел пожелать гостям на нашем уроке? Возьмите птичку, напишите на ней пожелание и подарите нашим гостям. Урок окончен. (под музыку)