Конспект НОД по познавательному развитию "Пробуждение весны" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект нод по познавательному развитию (фэмп и ознакомление с окружающим миром) в старшей группе «спасение медвежонка Игра "

Конкурс «Методическая копилка педагога детского сада »

Цель НОД: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет в совместной игровой деятельности.

Формы организации : индивидуальная, фронтальная.

Обучающие задачи:

  • упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, выделяя их свойства (форма, цвет, размер);
  • закрепить понятия «длинный - короткий»;
  • совершенствовать в определении пространственных направлений: вверх, вниз, слева, справа.
  • подбирать слова антонимы.

Развивающие задачи:

  • развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе, стремление оказать помощь друг другу, героям сказок, которые оказались в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: чтение сказок, игра «Скажи наоборот», разучивание физминутки «Три медведя в сказке жили», сравнение полосок по длине, подвижная игра «Найди свой домик» (геом. фигуры).

Словарная работа: ковер-самолет, сундучок, длинная - короткая, вверху, внизу, справа, слева.

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения.

Средства и оборудование: сундучок, дорожки разной длины, ковер самолет, мяч, карточки для работы, простые карандаши, домики с геометрическими фигурами, книжки со сказками, наглядное пособие.

Ход НОД

Вводная часть

Встанем все в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель: Вот мы с вами и поздоровались и свое хорошее настроение передали друг другу. Ребята, сегодня в нашей группе все необычно, к нам пришли гости. И я предлагаю всем вместе отправиться в сказочное путешествие, мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором очень много чудес. Согласны?

А на чем можно отправиться в это путешествие? (На машине, самолете, на поезде ). Но раз это сказочное путешествие, то давайте отправимся туда на ковре самолете. Но попасть в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят сказки, любят фантазировать и мечтать. А я вам в этом сегодня помогу, я буду добрым Сказочником.

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.

Воспитатель: Ковер у нас оказался в дырках, кто же это сделал? Мы сможем отправиться на нем, путешествовать по сказкам? (Ответы детей). Давайте его отремонтируем.

На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.

Воспитатель: Назовите те фигуры, которые вам понадобились. Молодцы, ребята!! Становитесь на «ковер-самолет» и повторяйте волшебные слова.

Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?

А подсказку мы найдем в моем сундучке.

Воспитатель:

Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок,
Расписная крышка, Медная задвижка.
Кто сундучок открывает, тот сразу в сказку попадает.
Посмотрим, в какую сказку мы сейчас попадем...

Составитель: Скрипко Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ДС «Родничок», г.Озерск, пос. Новогорный.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ д/с № 4 г. Балтийска

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по ФМП

в старшей группе

на тему: «Каждый Охотник Желает Знать…»

Составила: воспитатель первой

г. Балтийск

2018г.

Интегрированная НОД по ФМП

«Каждый Охотник Желает Знать…»

Цель

Обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности.

Задачи

Обучающие:

Создать условия для упражнения в отгадывании сказок.

Создать условия для закрепления счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке и сравнения 2 рядом стоящих чисел.

Создать условия для упражнения в подборе к существительному несколько прилагательных.

Создать условия для упражнения слышать определенный звук и находить первую букву своего имени.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, расширения кругозора.

Способствовать развитию связной и диалогической речи, и расширению словарного объема детей.

Способствовать развитию моторики рук.

Воспитывающие:

Приобщать к любознательности, взаимовыручке, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

Мультимедиа, презентация, цветные конверты с заданиями (7 шт.), числовые капельки (от 1 до 10), счетные палочки (по 7 шт. на каждого ребенка), мяч, 10 кругов красного цвета, по одному на каждого ребенка, карточка с изображением фигурок из счетных палочек на каждого ребенка, емкость с водой, зеркало, фонарик, белый лист А4.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста, а вы сказки знаете? Назовите свою любимую сказку. Молодцы много сказок знаете! А сейчас….

Все расселись по местам

Никому не тесно

По секрету скажу вам:

Будет интересно.

Послушайте сказку-загадку, и попробуйте догадаться о чем она.

Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что сразу плачет.

Пожалело его солнышко, выглянуло из за туч и сказало: «Эй дождик хватит тебе плакать». А дождик опять знай себе плачет. Солнышко еще больше из за тучки выглянуло. А дождик будто его и не заметил. Вышло тогда солнышко совсем из за туч, протянуло к дождику свои лучики, а лучики сквозь капельки прошли и стали разноцветными. И встал над землей огромный мост. А цвета в нем были: красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ровно семь. Дождик увидел эту красоту и сразу плакать перестал. Что это за мост такой?

Дети: «Радуга»

Воспитатель : «Что за чудо-чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла. Все дорожки не простые, а волшебные такие! По дорожке тот пройдёт - кто играет, много знает, всегда красиво говорит, в подготовительную группу перейти спешит.

Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?

Радуга на экране гаснет.

Воспитатель : « Ой, что-то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверное, остаться в старшей группе, я не смогу нарисовать дорожки радуги, не помню порядок расположения цветов. Что же делать? Ребята, может, вы мне поможете, вспомнить расположение цветов радуги.

Дети: «Да, поможем»

Воспитатель : « Хорошо, а сколько цветов у радуги?»

Дети: «У радуги 7 цветов»

Воспитатель находит семь цветных конвертов.

Воспитатель: «Ребята, смотрите, это цветные конверты. Давайте посчитаем, сколько?»

Дети: «7 конвертов»

Воспитатель: «Интересно. Что это значит? Кто догадался?»

Дети: «Это цвета радуги»

Воспитатель: «Правильно. В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить, но сначала нужно выбрать конверт в определенной последовательности, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы, пройти непростой путь по дорожкам радуги, проверить себя, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу?»

Дети: «Да, готовы!»

Воспитатель: « Прежде, чем мы приступим к выполнению заданий. Давайте вспомним все цвета радуги. Открываем первый конверт с заданием. Какой цвет конверта выбрать первым? (красный)

Игра « Капельки перепутались»

Воспитатель : «Для того чтобы выполнить задание, нам нужно пройти к столу. Посмотрите, все капельки-числа перепутались. Помогите каждому числу встать на

своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. (Дети считают прямым и обратным счетом до 10.)

Воспитатель : «Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3, 4и 6,. Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9. Назовите число, которое больше числа 3 на 1, 5 на 1, 7 на 1.

Воспитатель: «Молодцы ребята. Вот появилась первая дорожка радуги».

Воспитатель : «А теперь какой конверт нам нужно выбрать?»

Дети: «Оранжевый конверт».

Воспитатель : «Следующее задание из конверта. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на две равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края). Как можно назвать каждую из частей?

Дети: «1/2» (половина)

Воспитатель : «Теперь сложите еще раз пополам. Как теперь называется полученная часть круга?»

Дети: «1/4» (четверть)

Воспитатель : «Молодцы. И с этим заданием вы справились. Вот и вторая оранжевая полоска радуги появилась. Ребята, а каким будет следующим цветом дорожка радуги?»

Дети: «Желтым».

Воспитатель : «Следующее задание из конверта хитрые вопросы».

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько хвостов у трех котов?

Сколько животиков у пяти бегемотиков?

Сколько дней в неделе?

Сколько цветных дорожек в радуге?

Сколько козлят в сказке «Волк и семеро козлят»?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Кто громче замычит петух или корова?

Назовите зимние месяцы?

Назовите времена года?

Воспитатель : «Молодцы ребята, справились. Русская народная пословица гласит «Делу время – потехе час».

Физминутка «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

А потом вперед, тут немного отдохнет

Смотрит вверх, смотрит вниз и присела на карниз.

Воспитатель : «Чтобы появилась следующая дорожка радуги, нам необходимо правильно выполнить задания из следующего конверта. Каким цветом будет следующий конверт?»

Дети: «Зеленым»

Воспитатель : «Первое задание: скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий

Большой – маленький

Высокий - низкий

Широкий – узкий

Толстый – тонкий

Далеко – близко

Вверху – внизу

Слева – справа

Вперед – назад

Снаружи – внутри

Легкий – тяжелый

Воспитатель : «Сейчас я буду называть вам один предмет, а вы скажете как будет много. Например, одно дерево – много деревьев».

Дидактическая игра «Один – много»

Муравей – муравьев

Дуб – дубов

Василек – васильков

Гриб – грибов

Цветок – цветов

Фрукт – фруктов

Овощ – овощей

Карандаш – карандашей

Воспитатель : «Молодцы ребята справились. И вот появилась зеленная дорожка радуги. Выбираем следующую дорожку. Какого цвета возмем конверт?

Дети: «Голубой»

Воспитатель : «Следующее задание, сосчитай и построй».

Воспитатель показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети рассматривают каждую карточку, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигурку. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигурку.

Воспитатель : «Молодцы ребята. И с этим заданием успешно справились. Появилась следующая, голубая дорожка радуги. И так, нам осталось выполнить лишь два задания. Открываем мы с вами уже какой конверт?

Дети: «Синий конверт»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Дети классифицируют группы предметов по общему признаку и называют одним словом.

Кукла, мяч, пирамидка, машина – игрушки

Куртка, шапка, свитер, платье – одежда

Шкаф, стол, стул, кровать – мебель

Гаечный ключ, молоток, пила, отвертка – инструменты

Чашка, стакан, кастрюля, сковорода – посуда

Воспитатель: «Молодцы, справились. Ребята следующее задание из голубого конверта. Кто услышит первый звук своего имени, тот садится на стульчик. Ребята какие вы звуки знаете?»

Дети: «Согласные и гласные»

Воспитатель : «Как мы определяем гласные звуки? А согласные?»

Дети: «Гласные поются, а согласные нет»

Воспитатель : «Как же хорошо вы справляетесь с заданиями. Вот и появилась синяя дорожка. Нам предстоит открыть последний конверт. Какого цвета конверт?»

Дети: «Фиолетового»

Воспитатель : «А вот и следующее задание».

Игра «Живые слова»

Воспитатель: «Ребята вы все помните, что предложения бывают длинные и короткие, а состоит предложение из слов. Сейчас каждый из вас станет словом. Первый звук в этом слове будет обозначать цвет радуги»

Каждый – красный, Охотник – оранжевый, Желает – желтый, Знать – зеленый, Где – голубой, Сидит – синий, Фазан – фиолетовый.

Дети выстраиваются в словесную цепочку и все вместе прочитывают поговорку о радуге.

Воспитатель : «Молодцы ребята. А сейчас мы вместе с вами попробует сделать и увидеть свою радугу».

Опыт и эксперимент «Радуга»

В емкость наполненную водой положить на дно зеркало. И направить на зеркало свет фонарика под углом 45 градусов. Отраженный свет поймать на лист белой бумаги. На листе появится цветовой спектр – радуга.

Воспитатель : «Молодцы ребята. Вот появилась последняя фиолетовая дорожка радуги. Нет больше конвертов, а это значит, что мы собрали нашу радугу. Теперь, со своими знаниями мы можем смело перейти в подготовительную группу».

Заключительная часть НОД

Воспитатель : «А что случилось сегодня с радугой? Как мы собирали радугу? Что было самым интересным? Что показалось сложным? А я за ваши знания хочу вас похвалить и подарить вам книгу которая будет напоминать о нашей встрече».


Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 лет

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька".
Основная цель занятия - систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и проводилось в рамках подтверждения соответствия занимаемой должности.
Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию "Веселая неделька"
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Формы занятия (НОД): решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты.
Предварительная работа: игры с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры, беседы, загадки, стихи о частях суток, неделе, временах года.
Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивный экран, мультимедийное оборудование, фонограммы с музыкальным материалом, счетный материал, корзина с яблоками, записка.
Раздаточный материал: цветные полоски разной длины, счетный материал.
Цель:
Систематизировать и углубить знания детей по разделам ФЭМП.
Задачи:
1.Закрепить знания о последовательности дней недели;
2.Закрепить представления детей о геометрических фигурах;
3.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий;
4.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10;
5.Совершенствовать знания пространственных отношений;
6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.
Ход занятия
- Ребята, сегодня будет необычный день. Я хочу пригласить вас в путешествие. Любите путешествовать?
- На каком транспорте можно это сделать? (ответы детей)
Тогда давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. Согласны? А чтобы в дороге было весело, споем песенку.
(Звучит отрывок из песенки про поезд, дети становятся друг за другом и выполняют движения вместе с воспитателем)

- Пожалуйста, занимайте места в волшебном поезде (дети садятся за парты).
СЛАЙД 1
Вот неделька, в ней семь дней
Поскорей знакомься с ней
Первый день по всем неделькам
Назовется..(дети отвечают)понедельник!
СЛАЙД
- А вот и наш поезд. Сколько всего у него вагонов? (Пять.)
- Каким по порядку стоит зеленый вагон? (Третьим.)
- А какие вагоны едут рядом с ним? (оранжевый и желтый)
- Какие они по счету? (2 и 4)
- Каким по счету едет синий вагон? (5)
- А где же первый вагон? (фиолетовый)


- Молодцы! Первый день закончился. День второй скоро придет, вторник в гости нас зовет. Какой день по счету вторник?
Во вторник бегали, скакали, свои мышцы развивали. А для этого мы встанем, спинки все себе поправим.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Куда же дальше привезет нас наш волшебный паровозик? Какой день недели следует за вторником? (Среда)
- Конечно среда.
СЛАЙД
- Посмотрите, а здесь зайка. А что он делает? (Сажает морковку)
- Верно. И выросла у зайки морковка маленькая и большая. Давайте посчитаем сколько их. (Дети вместе с воспитателем считают морковки)
- Сколько получилось морковок всего? (7).
- Обратите внимание, что морковки выросли разные. Под каким номером самая большая морковь? (3)
- А самая маленькая? (4)
- Ребята, знаете, а зайка переживает, что его морковку съест кто-то из других зверей. Давайте, чтобы зайка не волновался построим забор у его огорода.
(На столе у каждого ребенка разноцветные полоски разной величины)
- Чтобы забор получился красивый, мы расположим полоски друг за другом от меньшего к большему. Посмотрите, как это получилось у меня.
СЛАЙД
(дети под музыкальное сопровождение выполняют задание по образцу на слайде)
- Молодцы, у вас всё получилось. Давайте посчитаем, сколько дощечек понадобилось нам для красивого забора. (дети вместе с воспитателем считают)
- Получилось 10. Посмотрите, ребята, а дощечки разные. Какие из них самые высокие? (красные)
- А сколько их? (2)
- Какие дощечки самые маленькие и сколько их? (4 синих)
- Каких больше, маленьких или больших? (маленьких)
- Молодцы, справились и помогли зайке. Но гостинцы мы здесь не нашли. Значит нам нужно отправляться в следующий день недели. Какой день следует за средой?
- Четверг. Он четвертый там и тут, четвергом его зовут. Какой по счету четверг? (четвертый)
- Чтоб четвертый день прошел быстрей
Поиграем мы скорей.
А для этого нам нужно переместиться на четвертую платформу (дети с воспитателем идут на коврик).
- Ребята, игра называется «Верно-неверно»


Если вы услышите то, что считаете правильным, так бывает - хлопайте в ладоши, если же то, что не бывает – топайте.
- утром солнышко встает;
- зимой жарко;
- по утрам нужно делать зарядку;
- осенью опадают листья;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует четверг;
- всего 5 времен года
В круг широкий, вижу встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, в путешествие вернемся (дети под музыкальное сопровождение возвращаются за парты)
- А сейчас пора нам в пятый день. В череде рабочих дней, пятый пятница теперь. Какой день по счету пятница? (пятый)
- Посмотрите, что это за предметы? Ребята, обратите внимание, что эти предметы разной формы. Давайте рассмотрим каждый предмет.
- У вас на столах геометрические фигуры. Давайте выложим их по порядку в соответствии с расположением этих предметов.
(Дети выполняют задание, музыкальное сопровождение)
- Посмотрите, что получилось у меня.
(воспитатель показывает геометрическую цепочку, которая должна получиться)
- Молодцы, справились.
Вся закончена работа
День шестой у нас суббота
День седьмой – его мы знаем
Воскресенье – отдыхаем

Рефлексия

- Понравилось вам путешествие? Где мы с вами путешествовали? Что мы узнали?
- Молодцы! Значит нас ждут гостинцы! Только где они?
(воспитатель и дети делают руками бинокль)
- Посмотрим может слева гостинцы лежат. Нету? Тогда направо…вверх…вниз. Нигде нету?
(раздается стук)
- Ой, кто там.
(воспитатель уходит и возвращается с корзиной гостинцев. На корзине висит записка «Ребятам»)


- Это кто женам гостинцы передал. (воспитатель открывает корзину, в которой лежит открытка от Снеговика)
- Это же открытка. И тут что-то написано:
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!

Содержание занятия соответствует его целям и задачам. Структура занятия состоит из 4 частей.
В вводной части я способствовала созданию благоприятной атмосферы, установлению эмоционального контакта с детьми и заинтересовать предстоящей деятельностью.
Во второй части создала проблемную ситуацию и ознакомила детей с темой занятия.
3 часть состояла из совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей, где я использовала игровой, наглядный, словесный и практический методы.
В заключительной части я подвела итог учебной деятельности.
На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие. Занятие способствовало развитию интереса детей к обучению математике.

Презентация на тему: Веселая неделька

Конспект НОД по познавательному развитию
на тему: «В мире насекомых» (старшая группа)
Речевое, познавательное,
Интеграция образовательных областей:
социально­коммуникативное, художественно­эстетическое развитие.
Форма проведения: игра ­ путешествие
Форма организации детей: групповая.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
 Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный
словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать
упражнять в составлении предложений разных конструкций с
использованием союза потому ­ что. Продолжать учить составлять
небольшой рассказ по серии картин.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
 Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
 Развивать зрительную и слуховую память.
 Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
 Развивать связную речь.
 Развивать образность речи.
 Развивать словесно­логическое мышление детей, умение устанавливать
причинно­следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать
четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
 Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
 Развивать общую моторику, координацию.
 Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик,
муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра
«Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что
сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение
гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой
тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела,
божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1.Кинезиологическое упражнение « Перекрестные шаги»
Воспитатель:
­ Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной
полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы
и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого
нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал
насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
­ Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только
письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы
попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему.
Воспитатель:
­ Ребята, с шестиногими малышами что­то случилось, вы готовы помочь?
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился
муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!

Воспитатель:
­ А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в
насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
­ Закройте все глаза и повторяйте за мной:
­ Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились
в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые,
садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти
картинки – отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и
выставляют на фланелеграф.
 У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
­ Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
 Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
 Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
 Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
­ Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
 Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
­ А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
­ Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
­ Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
­ А паук – это насекомое?
­ Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик,
божья коровка)
­ Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими
насекомыми.)
­ Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
­ Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы,
дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Бабочки опыляют цветы.)
­ Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест
листья растений, комар.)
­ Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и
другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап­кап­кап!
(дети останавливаются и приседают.)
­ Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
­ Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
­ Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
­ Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь
лишняя и почему вы так думаете?
 Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
 Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые
летают.
 Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не
летают.
 Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к
хищным.
Воспитатель:
­ Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше
путешествие.
7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
­ Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю
разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:
­ Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
­Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:
­ А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по
какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

­ Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:
­ А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
­ По размеру. Воспитатель:
­ Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:
­ Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы!
(Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
­ Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
­ Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
­Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята,
давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит
беседу:
­ Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
­ Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
­ Кто появляется из яйца? Ответы детей:
­ Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
­ Что делает гусеница? Ответы детей:
­ Она питается листьями и растет. Воспитатель:
­ В кого она превращается? Ответы детей:
­ Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
­ Кто выходит из куколки? Ответы детей:
­ Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель:
­ Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в
стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима проходит мимо ­
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она!
крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
 Бабочка отложила яички на цветке.
(ладошки под правой щекой)
(ладошки под левой щекой)
(медленно поворачиваются вокруг себя)
(взмахи руками вверх)
(бегут по кругу, машут руками, как

 Потом появилась гусеница.
 Гусеница питалась листьями и росла.
 Потом гусеница превратилась в куколку.
 Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все
молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите
насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых­игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи
и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и
пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам
пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в
детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте
глаза и повторяйте за мной:
­ Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
­ Вам понравилось быть насекомыми?
­ А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в
кого вы бы хотели превратиться и почему?
­ Какая игра вам больше всего понравилась?
­ Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу.
Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно.
Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми
крыльями. Ваши ручки легкие­легкие - это крылья бабочки. И тело ваше
стало тоже легкое­легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым
вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок
нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно
прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз­
вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь
другу.

МАДОУ ДС № 16 "Снежинка", г. Радужный, ХМАО-Югра

Масёрова Е.Н. Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет: «Лесная сказка от Лесовичка: «Как растут растения» // Совушка. 2016. №2. URL: (дата обращения: 29.09.2019).

Программное содержание.

Обучающие задачи: познакомить детей с принципом «посредника», на примере ознакомления детей с последовательностью этапов роста растения, обогащать и уточнять представления детей об окружающем мире, показать детям преимущества растений, которые всё могут делать сами. Закрепить умение искать и находить противоречия, с помощью воспитателя их разрешать.

Развивающие задачи: развивать речь детей, активизировать словарь: посредник, прихватка, сковорода. Активизировать в речи детей имена прилагательные.

Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность, любовь, бережное отношение к природе, учить проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа. Наблюдения за ростом растений в уголке природы, деревьями на участке детского сада зимой, весной, разгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Весна» из цикла «Времена года». Д/игра «Вершки-корешки», «Что сначала, что потом?».

Оборудование. Картинка (игрушка) Лесовичок, системный оператор, картинки леса, игрушки: столовые приборы, посуда, картинки: подсолнуха, росток и семена подсолнуха, символы или картинки: солнце, вода (дождь), земля (почва).

Ход НОД.

Дорогие ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем занятии. Давайте вспомним девиз занятия:

«С голубого ручейка начинается река.

А занятие - начинается с улыбки!»

(Дети проговаривают четверостишье вместе с педагогом.)

Гимнастика для глаз:

Капля первая упала (сверху пальцем показывают траекторию её движения)

И вторая побежала, (то же самое)

Мы на небо посмотрели

Капельки кап, кап запели.

Лица намочили, мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Посмотрите туфли, мокрыми стали. (показывают вниз и смотрят)

Плечиками поведём (движение плечами)

И все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим. (приседают)

Воспитатель: Ребята! На прошлом занятии мы с вами были в гостях у Лесовичка, и сегодня он снова приглашает нас к себе в гости. Он хочет рассказать, как растут растения в его лесу. - Ну что, ребята, вы согласны идти снова в лес в гости к Лесовичку?

Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). - Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в лесу.
(Выставляются картинки леса) - А вот и сам Лесовичок(картинка или игрушка ).

Здравствуй Лесовичок, мы рады новой встречи с тобой

(Лесовичок здоровается с ребятами ).

Воспитатель: Ребята Лесовичок снова предлагает рассмотреть фотографии его леса.

Он говорит, что его лес не сразу был таким большим, массивным, а каким он был, он хочет рассказать на примере одного растения, а какого вы узнаете, отгадав загадку:

Стоит Антошка Золотое решето

На тонкой ножке. Черных домиков полно,

Где солнце станет Сколько черненьких домиков,

Туда он и глянет. (Подсолнух) Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Воспитатель:

- Правильно, это подсолнух. И сегодня мы с вами на примере подсолнуха увидим, как растут растения.(выставляется картинка подсолнуха)

Ребята, а вы знаете, чем был наш подсолнух прежде, чем стал таким красивым? (ростком, семечком).

«Системный оператор»

Все растения сначала были семенами, ростками, а затем вырастают в такие красивые растения.

- Давайте вспомним: деревья растут сами, листочки распускаются сами, трава растет сама, цветы расцветают сами…

Что, необходимо для растений, чтобы они «сами» росли? (необходимы: солнце, вода (дождь), земля (почва)). (Выкладываются символы или картинки).

Назовите мне растения, которые растут сами, но потом их можно кушать. (грибы, овощи, фрукты, ягоды…).

Представьте, что будет, если (взять любое растение) гриб, который растёт сам, сам будет (цвести), сам убираться, сам готовиться, сам кушаться. Как это всё будет происходить? (ответы детей).

Ребята, давайте подумаем и скажем, что само кушается, то есть глотается? (воздух, запах и т. д. (ответы детей) .

Воспитатель:

А как обычно мы все кушаем? (можно руками, можно с помощью вилки, ложки).

Представьте, сегодня на обед будет вкусный, ароматный суп. И вам не положили столовые приборы, или положили вилку, нож. Как вы будете есть суп? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что суп лучше есть ложкой).

Чем будет, удобно есть горячую картошку? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что картошку лучше есть вилкой).

А если вам, предложат вкусный, ягодный кисель. (осудить предложения детей, прийти к выводу, что кисель лучше пить с кружки, а если он густой, то удобно есть ложкой).

(Отметить, чем удобно и неудобно использовать ложку и вилку)

Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле (руки вверх)

Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется, (потягиваемся вверх, поднимая руки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(наклоны всем корпусом)

Вправо - влево, взад - вперед

Так деревья ветер гнет.(наклоны корпусом)

Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.(руки опустили, голову поднимаем вверх)

Наступила тишина.(опустили голову вниз).

Воспитатель:

Ребята, мы с вами можем сделать вывод, что некоторые дела можно делать с помощью кого-то или чего-то. Нужен какой-нибудь помощник - ПОСРЕДНИК, который помогал бы нам делать разные дела.

Воспитатель:

Лесовичок придумал для вас задания и хочет, узнать, как вы справитесь с этими сложными ситуациями.

Ситуация № 1. «На плите стоит горячая сковорода, с жареной картошечкой». С помощью чего можно поставить сковороду с плиты на стол и не обжечься? (посредник прихватка, тряпочка)

Ситуация № 2. «Как можно поговорить с другом, который живёт в соседней квартире?» кричать? Использовать азбуку Морзе, или позвонить по телефону? (ответы детей).

Ситуация № 3. «Достать с верхней полки игрушку? Сам не достанешь». (ответы детей, поставить стул - можно упасть, попросить взрослого и т. д.)

Вот мы с вами опять пришли к выводу, что если мы не можем, что-то сделать сами, то нам нужен помощник или иными словами ПОСРЕДНИК.

Воспитатель: - Ребята, Лесовичок просит у вас помощи. Дело в том, что сегодня к Лесовичку в гости приезжает бабушка. И мама попросила его убраться в квартире. А он забыл все волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова? Подскажите Лесовичку.

Лесовичок: размышляет, Как убрать, в квартире, не убирая? Сесть на диванчик, а игрушки сами собой расставятся на свои места?

Воспитатель:

Ребята давайте подскажем, Лесовичку, как и с помощью чего можно навести порядок в доме. (с помощью бытовой техники, с помощью робота и другие варианты )

А самый лучший способ, это не сорить, не разбрасывать игрушки. И тогда не нужно будет прикладывать большие усилия для уборки квартиры. Вы со мной согласны?

Воспитатель:

- Ребята, а что можно разбрасывать и из этого получиться, что-то хорошее? (ответы детей)

Растения разбрасывают свои семена и затем вырастают новые растения.

Предлагаю «разбросать» семена цветов в наших горшочках с землёй и посмотрим, что из этого получится.

(посадка семян цветов в горшочки)

Что будет с семенами, если их просто насыпать в горшочек, без земли, он вырастит? (ответы детей). Что нужно? Нужна почва.

Что будет с семенами, если после посадки семян в почву, мы не будем их поливать? (ответы детей). Они не дадут ростки.

А если в комнате будет холодно? (ответы детей)

Значит можно сделать вывод: для того чтобы наши цветы выросли им необходима почва, вода, тепло. Вода, тепло, почва и есть посредники для того, чтобы наши цветы выросли.

Мы с вами хорошо потрудились. Скоро мы увидим результат нашего труда. А сейчас нам с вами пора возвращаться в группу.

"Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились" (кружатся).

Итог.

Понравилось вам в гостях у Лесовичка? (ответы детей).

Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей).

Лесовичоку очень понравилось наше занятие, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе и друг другу. Он говорит вам большое спасибо, за то, что вы очень много знаете и умеете. Говорит вам большое спасибо за посадку цветов и будет рад увидеть их на клумбе в нашем детском саду. Он прощается с вамии приглашаетеще прийти к нему в гости.

Занятие закончено. До свидания.

Список литературы:

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. 286с.
  2. Гризик Т. И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. И. Гризик. - 4 -е изд. - М. Просвещение, 2004. - 160 с.
  3. РеуцкаяН.А., ПантелееваЛ.В.учебно-методическое пособие «ТРИЗ», М.: Научно-методический Центр «Дидактика», 1994.
  4. Страунинг А.М., Страунинг М.А. учебно-методическое пособие «Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994